Политика ЕС по стимулированию исследований и опыт РФ

Л.Точилов

Изучение Европейской Хартии исследователей и Кодекса правил приема исследователей на работу (COMMISSION RECOMMENDATION on the European Charter for Researchers and on a Code of Conduct for the Recruitment of Researchers), утвержденных Европейской комиссией 11 марта 2005 года [1], позволяет сделать некоторые выводы и сравнить их с отечественной практикой.

«Достаточное количество квалифицированных исследователей - основа прогресса в науке, технологии и улучшении качества жизни, и служит гарантией благосостояния граждан и конкурентоспособности страны. Нехватка исследователей, особенно в ключевых направлениях, содержит серьезную угрозу инновациям, приумножению знания и росту производства в ближайшем будущем.

Исследования и развитие определяются как деятельность в "фундаментальных исследованиях", "стратегических исследованиях", "прикладных исследованиях", опытно-конструкторских разработках и "передаче знания", включая инновации и консультации, научное руководство и преподавание, управление знанием и права интеллектуальной собственности, использование результатов исследований или научную журналистику.

Исследователи определяются как "Профессионалы, занятые постижением или созданием нового знания, продуктов, процессов, методов и систем, а также в управлении такого рода проектами".

«Начинающий исследователь» определяются как исследователь в течение первых четырех лет, «опытный исследователь» - имеющий не менее четырех лет исследовательского опыта, от момента получения университетского диплома.

Задачи, которые предполагается решить:
- повысить уровня привлекательности карьеры в сфере научных исследований,
- обеспечить равные права и обязанностями исследователя, во всех сферах научных исследований в государственном и частном секторах,
- определить роль, ответственность и права исследователей, работодателей или финансирующих организаций,
- усовершенствовать процесс набора кадров, сделать процедуры отбора более чёткими и прозрачными,
- справедливость оценки заслуг и достижений: заслуги не должны оцениваться только по числу публикаций, необходим более широкий спектр критериев оценки, таких как преподавание, кураторство, коллективная работа, трансферт знаний, менеджмент и деятельность по информированию общества.

Принципы решения:
- особый приоритет следует отдавать организации работы и условиям обучения на ранней стадии карьеры исследователей, поскольку это влияет на их выбор карьеры,
- предлагать исследователям реальные системы карьерного роста на всех стадиях карьеры,
- ценить все формы мобильности в системах оценки карьеры и системах карьерного роста исследователей,
- ответственность и профессионализм в выполнении исследователями ролей: лидеры, координаторы проектов, менеджеры, консультанты, наставники, советники, коммуникаторы,
- наличие наставников, в обязанности которых включены поддержка и научное руководство личным и профессиональным развитием исследователей с тем, чтобы их мотивация не снижалась от неуверенности в профессиональном будущем.

Ответственность исследователей:
- исследователи должны признавать ограничения свободы, которые могут возникнуть в результате особых обстоятельств (включая участие в контроле /руководстве / менеджменте) или условий работы, а также для защиты интеллектуальной собственности,
- исследователи должны прилагать все усилия, чтобы их исследования были существенны для общества и не дублировали исследований, ранее выполненных в другом месте,
- если какой-нибудь аспект своей работы исследователи доверяют выполнить другому коллеге (ам), они должны гарантировать, этот коллега (ги), обладает достаточной компетентностью для выполнения данной работы,
- ожидается, что ведущие исследователи возьмут на себя инициативу в обеспечении плодотворности исследований и в том, чтобы их результаты были коммерциализированы или стали доступны сообществу (или то и другое) всегда, когда есть такая возможность,
- исследователи должны придерживаться признанных этических норм и принципов».

Очевидно, что к опыту ЕС следует подходить критически. Акцент на ценность мобильности исследователей важен для ЕС в немалой степени по политическим соображениям - устранение барьеров между государствами – укрепляет ЕС. В случае РФ ценность мобильности исследователей должна быть четко сбалансирована с принятием исследователями «ограничений свободы, которые могут возникнуть в результате особых обстоятельств (включая участие в контроле /руководстве / менеджменте) или условий работы, а также для защиты интеллектуальной собственности» [1].

В настоящее время в РФ этот баланс серьёзно нарушен в сторону мобильности исследователей, ввиду отсутствия регулирующих законодательных и юридических механизмов. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении молодых исследователей. Так что пока предприятия РФ вынуждены искать собственные пути закрепления молодых специалистов [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES (Brussels, 11.3.2005 C(2005) 576 final) COMMISSION RECOMMENDATION on the European Charter for Researchers and on a Code of Conduct for the Recruitment of Researchers.

2. Л.Точилов Закрепление молодых специалистов на предприятиях ОПК / Аэрокосмические технологии, 2004 – 2007: Труды Всероссийских и Международной научно-технических конференций (Реутов – Москва, 2004 – 2007) / Под ред. Симоньянца Р.П. – М.: НПО машиностроения, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. С.62-66, 2008.

Законопроект о молодежной политике

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Politika_ES_po_stimulirovaniyu_issledovateley_i_opyt_RF.html

Главная