Модель, формируемая жизнью. Ребёнок порой получает указания, что делать и наказание, если этого не делает.
В школе – эта модель переходит в систему: учителя говорят, что делать и обычно наказывают, если ученик этого не делает.
Армия – система указаний и наказаний доводится до совершенства.
Работа. Начальник говорит молодому специалисту, что делать. Если он не делает, как требуется – вызывает недовольство начальника.
Молодой специалист со временем сам может стать начальником. Скорее всего, и он будет говорить, что делать и наказывать, если подчинённым не сделано так, как он требовал.
Главным недостатком этой модели является отсутствие инициативы, её проявления либо отвергаются, либо трансформируются в задания, призванные доказать бессмысленность предложений, поступающих "снизу".
Но не всё так безнадёжно. Есть и другие модели.