Модель игрофикации в подготовке кадров по авиационному и ракетно-космическому направлению
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

- 2 -

1 2 3 4 5 6 7 8

И одним из первых встаёт вопрос о синхронизации образования с промышленностью. Она и так находится в плачевном состоянии, стоит ли давать лишний повод представителям промышленности уязвить образование, мол, они там шесть лет в игрушки играли, чего хорошего от них ждать? Удобный повод списать на это все проблемы, включая конфликт поколений X и Y [1]. Грех не воспользоваться.

Вывод из этого может быть, например, такой: «Игрофикацию образования надо начинать с промышленности». Другой вывод: «Как жили, так давайте и будем продолжать жить», при всей своей кажущейся сермяжной истинности, не учитывает того, что Y-ки живут уже по-новому, возможно неправильно, по мнению X-ов. Но X-сы уходят, а Y-ки формируют своё будущее, в котором определённо будет игрофикация. Об этом говорят многочисленные исследования, в том числе форсайт «Образование 2030» [4]. Вопрос лишь в том, будет ли игрофикация развиваться в деградирующем ключе или развивающем. Разумно предположить, что избежать деградирующего сценария позволит подключение игрофикации к полезной практической деятельности.

Одними из наиболее сложных областей для такого подключения представляются авиационная и ракетно-космическая отрасли. Сущности, с которыми имеют дело представители этих отраслей: коммерческое предложение, заказ (деньги), план (сроки, ресурсы), эскизный проект (ЭП), техническое задание (ТЗ), рабочее проектирование, модели и т.д. В эту схему вписываются различные проекты, в том числе инновационные. Однако модель игрофикации мало напоминает создание образцов изделий авиационной или ракетно-космической техники. Наиболее её близким аналогом представляется модель информатизации предприятия. Опираясь на эту аналогию, постараемся представить модель игрофикации в виде понятном, как авиационным и ракетно-космическим предприятиям, так и аэрокосмическому образованию.

Существуют 3 основных модели информатизации: а) «лоскутная», б) «единая» и в) «переходная», наиболее распространённая. Упрощённо эти модели представлены на рисунке1 (стрелки – потоки электронной информации, пирамида – уровни иерархии организации).

этапы информатизации
Рис.1

Модель а) была вызвана к жизни потребностями в автоматизации производственной рутины, модель б) – желанием руководства оперативно контролировать деятельность предприятия посредством системы, модель в) – переход от а) к б), как правило, некий промежуточный консенсус – каждый получает то, что хочет в псевдо-единой системе.

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/model_igrofikacii-2.html

Ключевые слова: поколение x, поколение y, синхронизация, модель, эскизный проект, техническое задание, рабочее проектирование
Наука
Главная
(C) Л.Точилов