В настоящее время происходит постепенная смена приоритетов целей образования. Вместо цели подготовки студента к будущей работе на первое место начинает выходить вторая цель образования – раскрытие и развитие талантов, заложенных в каждом человеке [1]. В данной работе рассматривается влияние этой тенденции на инженерное образование и стажировку.
Для инженерного образования наиболее сложно представить, как практически обеспечить смену приоритетов целей. И надо ли? Ведь формально, если на входе человек, желающий учиться на инженера, то на выходе должен быть инженер, а не программист, финансист или менеджер. Хотя, пусть уж лучше на выходе будут хорошие самоучки: программисты, финансисты или менеджеры, чем плохо подготовленные инженеры.
В условиях университета одна из очевидных возможностей: разрешить студентам изучать те курсы, которые им хочется, что давно практикуется за рубежом. Чтобы свобода выбора не затруднила трудоустройство, важно доведение до студентов пожеланий будущих работодателей относительно требуемых знаний. Учитывая развитие e-learning, возможно не только пожеланий и прямых контактов, но и непосредственно e-learning курсов, а также геймефикацию [2]. Таким образом, повышается интерес к обучению, вероятности востребованности получаемых знаний и трудоустройства по специальности.
Среди молодых специалистов наиболее ценятся те, кого отличает самостоятельность, творчество и ответственность [3]. Главной «тренировкой» самостоятельности, творчества и ответственности в вузе должна являться дипломная работа, но ряд причин превращает её в формальность. В тоже время, немало студентов, работая по совместительству, решают настоящие производственные задачи [4]. Представить их в качестве диплома зачастую не позволяют многочисленные форматы, стандарты и т.п. Искусственные задачи в качестве дипломной работы не только не способствуют развитию желаемых качеств, но и дают импульс в неверном направлении: бумага важнее дела.
Таким образом, улучшение ситуации в инженерном образовании видится в большей свободе выбора курсов для студентов, развитии сотрудничества вузов с предприятиями в части e-learning и геймефикации, исключение необоснованных практикой формальностей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кен Робинсон (Ken Robinson). Новый взгляд на систему образования. http://www.inosmi.ru/video/20120430/191247898.html
[2] Л.С.Точилов Анализ возможностей геймеризации для подготовки и развития кадров и знаний в ракетно-космической отрасли. http://www.ispl.ru/Analiz_vozmozhnostey_geimerizaciii_1.html
[3] Г.А.Герасимова В космической отрасли у молодого специалиста нет права на ошибку / Вестник Бауманского университета «Инженър», сентябрь-октябрь 2012. – с.14-17
[4] Ю.И.Минаев, М.А.Хомяков, Е.Г.Куранов, Л.С.Точилов Своих специалистов предприятие сов-местно с МГТУ готовит у себя//Аэрокосмические технологии, 2004-2007: Труды Всероссийских и Международной научно-технических конференций (Реутов – Москва, 2004 – 2007) / Под ред. Симоньянца Р.П. – М.: НПО машиностроения, Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 2008. с.13-15.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie_tezisy.html
Ключевые слова: инженерное образование, аэрокосмические технологии, л.точилов, интерес, знания, самостоятельность, творчество, ответственность