Инженерное образование: интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

- 7 -

1 2 3 4 5 6 7 8

5. Ответственность

Есть мнение, что в космической отрасли у молодого специалиста нет права на ошибку [10]. Так озаглавили интервью со мной, хотя я этого не говорил. Ошибки, к сожалению, неизбежны, главное, чтобы они вовремя обнаруживались системой менеджмента качества (СМК) и не носили системный характер.

Наиболее критичными представляются нарушения временных рамок, транзакционные нарушения и системные нарушения. Причём этим нарушениям подвержены не только молодые специалисты.

С нарушением временных рамок мы сталкиваемся постоянно. Например, сроки подачи докладов на конференцию, один из которых вы сейчас читаете, сдвигались два раза. Этому есть оправдание, что в итоге получится более качественный результат. Конечно, порой лучше позже, чем плохо, но часто это просто отговорка. Привычка делать всё в последний момент приводит к тому, что некачественный результат представляется в срок, который уже нельзя сдвигать. По-хорошему, это нарушение сроков. Но у исполнителя есть шанс, что некачественный результат, например списанный диплом, будет принят. Такое бывает. Особенно, когда это приобретает массовый характер.

Выход видится в том, чтобы в заданный срок работа сдавалась, условно говоря, со штампом СМК. При этом, планирование должно исключить перегрузку в этом элементе, что опять же сработает только в том случае, если все будут относиться к срокам ответственно.

Если плановые задания страдают от нарушения сроков, то, что уж говорить о текущих вопросах. Преподаватель поручил что-либо посмотреть, а студент может ничего не делать, надеясь, что преподаватель не вспомнит. Транзакция получается незавершённой, что отравляет сотрудничество. Преподаватель видит, что его полезные советы не принимаются и теряет смысл их давать, а студент убеждается, что игнорирование поручений облегчает жизнь.

Культура выполнения даже самых незначительных поручений с сообщением о результатах (только тогда транзакция может считаться закрытой) крайне необходима как студентам, так и молодым специалистам. Её основы должны закладываться в вузах.

Системные нарушения, включают в себя предыдущие, однако они носят более общий характер. Есть общий закон, что любая система в процессе своего существования стремится к тому, чтобы затрачивать меньше энергии на требуемые от неё действия. Нарушение сроков, попытка сдать некачественный результат, проигнорировать поручение – лишь немногие из примеров этого закона.

Понимание этого должно подвигать людей к противодействию деградации системы. К этому, в частности, приучает Всеобщее управление качеством (TQM), которое важно применять, как в вузе, так и в компании.

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-7.html

Ключевые слова: ответственность, смк, система менеджмента качества, нет права на ошибку, молодой специалист, транзакция, tqm, всеобщее управление качеством
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов