- 2 -
Рис.1
На рис.1 ось X – состояния студента в процессе инженерного образования, ось Y – состояния молодого специалиста в процессе инженерной деятельности. Идеальное состояние U с координатами (2, 2) – увлечённый студент, ставший увлечённым молодым специалистом.
Таким образом, повышается интерес к обучению, вероятности востребованности получаемых знаний и трудоустройства по специальности, если, конечно, исходить из того, что студент – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
В условиях университета одна из очевидных возможностей поддержать интерес – разрешить студентам изучать те курсы, которые им хочется, что давно практикуется за рубежом.
Чтобы, при этом, свобода выбора не затруднила трудоустройство, важно доведение до студентов пожеланий будущих работодателей относительно требуемых знаний. Для более тонкой настройки на требования компании могут использоваться лекции и практические занятия, проводимые работниками компании, e-learning, геймификация [3].
Сделать студента увлечённым могут:
1. преподаватель своими лекциями или семинарами;
2. практика работы в компании;
3. дело, которое нравится, например, web-дизайн;
4. знания, на которые широкий спрос, например, C++
и другие факторы.
Если речь идёт о будущем инженере-конструкторе, то ключевыми являются пункты 1 и 2. Если попытаться понять, как эти пункты работают, то выяснится, что основным движущим фактором является мотивация. В первом случае преподавателя (вузом? компанией?), во втором случае – студента и наставника (компанией).
Наиболее сложная ситуация в первом случае. Очевидно, что преподавателей, способных «зажечь» интерес у студентов к техническим специальностям подавляющее меньшинство. Отвлечемся от профессиональной эстетики, которая может частично способствовать такому «нетипичному» поведению, и что тогда останется в «сухом остатке». Уважение коллег? Скорее зависть. Одобрение начальства? Скорее сомнения в точном следовании стандартам, инструкциям и указаниям. В целом представляется более вероятным, что на «низком энергетическом уровне» S (скучно) преподаватель получит больше бонусов, чем на «высоком» U (увлечённо).
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-2.html
Ключевые слова: студент, молодой специалист, сосуд, факел, трудоустройство, работодатель, e-learning, геймификация
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов