Рассмотрим простую задачку: как объединить усилия 2-х сотрудников (a) и (b), чтобы достичь цель (Ц).
Для достижения цели нужно определённое количество знаний (З) и энтузиазма (Э), например, для оформления патента: новое знание, плюс энтузиазм для оформления заявки.
Сотрудник (a) имеет много знаний, но мало энтузиазма, сотрудник (b) - наоборот. Если арифметически сложить вместе из знания и энтузиазм, то цель будет достигнута:
Но если одного из них обидеть, например, назначить (b) начальником из-за его высокой активности, то вклад (a) с плюса может измениться на минус. В этом случае, результатом будет провал (П) проекта.
Ясно, что координаты провала условны, так как зависят от характера (a), среды и т.п. При каких условиях может иметь место ситуация, показанная на рисунке?
Если с отрицательным энтузиазмом всё более-менее понятно, то как могут быть интерпретированы отрицательные знания? Например, неполные. Вспоминается такая старинная история: назначенный начальником (b) спрашивает (a): "Как можно увеличить память ДВК (были очень давно такие компьютеры)?"
(a): Можно использовать магнитофон "Электроника".
(b) докладывает начальству "свою" идею. Его хвалят, дают добро на закупку.
Через неделю (b) радостно сообщает (a), что магнитофоны в большом количестве закуплены, осталось только получить со склада.
(a): "Зачем? Я же говорил, что можно, но не говорил, что так делать нужно".
Энтузиазм - хорошо, знания - лучше. Объединить и то, и другое - непростая задача. В идеале начальник мог бы разграничить обязанности и использовать их как "независимые" векторы для достижения цели, недоступной каждому по-отдельности и, тем более, в паре, где одному из них делегируются властные полномочия.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Znaniya_i_entuziazm.html
Ключевые слова: знания, энтузиазм, патент, начальство, цель, провал, двк, электроника
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов