- 2 -
2. Модель SECI
Согласно модели SECI, созданной Нонака и Такеучи (Ikujiro Nonaka, Hirotaka Takeuchi) [1], в процессы создания знания и управления ими включаются явные и неявные, подразумеваемые, знания отдельных людей.
Всю эту информацию невозможно вместить в ситуационный центр. Да и не надо. Иначе за «деревьями» можно не увидеть «леса». С другой стороны «лес» кандидатов и докторов наук не гарантирует, что это и есть средоточие знаний жизненно важных для корпорации. Порой они находятся в совершенно других местах.
Можно предположить, что текущая востребованность знаний является более важным ключевым показателем эффективности (КПЭ) - Key Performance Indicators (KPI), для корпорации, чем учёные степени и прежние заслуги. При таком подходе очевидно постепенное сужение знаний корпорации, то есть потеря знаниевого ресурса.
В данном случае уместна аналогия с цехом, в котором простаивают станки. С одной стороны, можно получить экономию средств за счет сокращения фонда оплаты труда рабочим, с другой - простой оборудования ведёт к потере ещё больших средств.
Отличие знаниевого ресурса от станочного в том, что если загрузка второго обеспечивается, в значительной степени, «стандартными» способами менеджерами среднего звена, то эффективное использование первого в интересах корпорации в основном может быть только «сверху».
Поскольку для поддержки принятия решений «сверху» используются ситуационные центры, то, значит, и для управления знаниевым ресурсом это было бы полезно. Вопрос в том, какого рода знания должны обрабатываться в ситуационном центре, чтобы управлять знаниями корпорации.
Как уже было показано, акцент на одном или нескольких KPI не решают проблемы. Более сложный путь - следование модели SECI (Ikujiro Nonaka, Hirotaka Takeuchi) - Socialization, Externalization, Combination, Internalization. Этот путь предполагает процессный подход к управлению взаимодействующими процессами, представленными на рис. 1.
Рис.1. Модель SECI (Ikujiro Nonaka, Hirotaka Takeuchi)
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Vozmozhnosti_situatsionnogo_tsentra_po_upravleniu_znaniyami_korporatsii_2.html
Ключевые слова: модель SECI, SECI, KPI, Нонака, Такеучи, Nonaka, Takeuchi, цех, станки