Вопросы управления ресурсом знаний

- 7 -

1 2 3 4 5 6 7 8

Отличие понятий: «данные об изделии», «информация об изделии», «знание об изделии» и наглядно представлено в концепции DIKW (Data, Information, Knowledge, Wisdom — данные, информация, знания, мудрость) в виде уровней иерархии. Данные образуют нижний уровень, добавление контекста к данным – информация, добавление к информации механизма использования – знание, добавление к знаниям условий их использования – мудрость. Таким образом, данные об изделии составляют лишь небольшую часть ресурса знаний предприятия. Эффективное управление использованием и развитием знаний, как более ёмким ресурсом, по сравнению с данными, обеспечивает следующий уровень иерархии – уровень мудрости.

Для эффективного управления ресурсом знаний, помимо создания благоприятных условий использования знаний, необходимо создание соответствующих условий, стимулирующих появление нового знания. Общепринятый подход к стимулированию создания нового знания, как правило, ограничивается областью патентных исследований, составляющей лишь малую часть знаний об изделии ракетно-космической техники. На основную часть знаний об изделии, используемой предприятием, как правило, официально не распространяется понятие «авторское право». Между тем, в интеллектуальной области деятельности признание для автора часто является не менее важным, чем материальное поощрение. Если же в системе управления знаниями предусмотреть и признание, и стимулирование авторов знаний, приносящих доход предприятию, то это обеспечит более эффективное управление ресурсом знаний. Если смотреть шире, то для эффективного решения задачи управления знаниями необходимы знания о знаниях, для развития которых также важное значение имеет трансформация неформализованного знания в формализованное с фиксацией автора. Реализация этой возможности в виде бонусных карт или с помощью иных простых и удобных способов даст положительный эффект не только в области управления и создания знания, но и в более привычных понятиях, например таких, как повышение творческой активности и закрепление молодых специалистов на предприятии.

Отсутствие авторских прав в области интеллектуальной деятельности ведёт к низкой эффективности интеллектуального потенциала. В новой экономике – экономике знаний, тезис: «то, что придумано на предприятии, принадлежит предприятию» начинает действовать уже не в интересах предприятия.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Voprosy_upravleniya_znaniyami_ob_izdelii_na_predpriyatiyah_raketno-kosmicheskoi_otrasli_7.html

Ключевые слова: данные, информация, знания, мудрость, dikw

Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов