Свойство ставить цели и к ним стремиться является для человека основополагающим от студенческой скамьи до кресла руководителя. Известна студенческая шутка, что на защите дипломного проекта на вопрос: «Какова цель работы?» следует чётко ответить: «Цель моей работы в том, что без неё мне не дадут диплом». Как говорится, во всякой шутке есть доля правды. Можем ли мы поклясться или на худой конец пообещать, что в плане нет работ, цель которых – открыть или продолжить финансирование, чтобы обеспечить загрузку?
На «дурацкий» вопрос всегда найдётся дурацкий ответ, например, что все эти работы повышают эффективность. Всё это хорошо, но есть одна маленькая проблемка: говорить об эффективности имеет смысл, если известна цель. Предприятие тратит свою прибыль на планы развития: технического и инновационного, чтобы двигаться к цели. Какой?
Проблема в том, что ответов на этот вопрос много, даже у одного человека, а общая цель должна быть одна! Если целей много, то что-нибудь обязательно достигнем: купим оборудование – потенциальное движение к цели повышения эффективности труда, не купим – возможно, улучшим кэш-фло. Что из этого лучше? Лучше одна общая цель, чем множество противоречивых. Да есть множество благородных целей, например, качество. Как-то Паккарда спросили: «Почему компания Хьюлетт-Паккард делает некачественную технику?», на что тот ответил, что компания Хьюлетт-Паккард делает деньги, причём, весьма успешно.
Есть ли смысл использования эффективного станка в неэффективном процессе, или смысл эффективного процесса при отсутствии адекватного спроса. Вспомнилась шутка-быль эпохи увлечения конверсией: «Проект оказался удачным – произвели один экземпляр и полностью насытили рынок». Правда в этой шутке в том, что цель «произвести» оказалась отнюдь не главной.
Не радует и современный подход по снабжению инновационных проектов помимо бюрократических заморочек дополнительными требованиями к выпуску патентов, ноу-хау и объективными оргвыводами. Пока ещё неизвестно, надо ли это рынку, а руководителю проекта уже лишний стресс.
Наука – не абсолютная истина. Новые факты опровергают старые теории, например, закон сохранения энергии. Знают ли об этом люди? Большинству людей не до этого. Слишком много целей: найти вторую половину, накормить мужа и детей, сходить в парикмахерскую. Но есть и одна наша общая цель – повышать прибыльность предприятия.
Поскольку порой трудно дать проекцию общей цели на каждый вид деятельности, то надо или воспитывать работников, чтобы они старались действовать в соответствии с этой целью на каждом рабочем месте, как им это видится снизу, или создавать Систему сверху, следуя которой работники будут вести предприятие к цели, не думая о ней, а лишь выполняя инструкции и бизнес-правила, корректируемые в зависимости от обстоятельств и логики совершенствования бизнеса.
Комментарий
Худший - третий вариант: отсутствие понимания общей цели снизу, отсутствие живой Системы, трансформирующей общую цель в конкретные действия всей организационной иерархии.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Tsel_i_Sistema.html
Ключевые слова: цель, система, прибыльность, инновационный проект, патент, ноу-хау, стресс, рынок, кэш-фло, хьюлетт-паккард
Информационные технологии
Главная
(C) Л.Точилов