Фредерик Уинслоу Тейлор - основатель научного менеджмента - родился в 1856 году. С 1874 - 1878 годы он работал формовщиком и механиком на производстве насосов, где столкнулся с проблема: "низы не хотят работать в полную силу, верхи не могут разумно управлять", другими словами "притворство рабочих" + "дурное управление".
Так родилась теория Тейлора, выстраданная на практике:
Есть "люди 1 класса" и "средние люди". "Человек 1 класса" мотивирован, стремиться сделать работу быстро и качественно.
"Среднему человеку" свойственны 2 вида "притворства": естественное, чтобы беречь свои силы и системное, чтобы избежать появления "лишних работников" из-за роста производительности труда.
"Человек 1 класса" попав в коллектив "средних людей" довольно быстро становится "средним человеком". Так что решение проблемы в хорошем управлении - научном менеджменте.
Позиция Тейлора заключалась с том, что рост производительности труда будет давать плюсы и владельцам фабрик и рабочим, а "лишние люди" будут находить своё место на новых высокопроизводительных производствах.
Истина, как всегда, где-то посередине. Тейлор это чувствовал и на практике проводил преобразования "небольшими шагами", мирясь с неизбежным "злом" негативного отношения людей к переменам.
Суть его метода, позволяющего в разы увеличить темп работы, состояла в детализации работы на операции, хронометрировании их, получении норм для "человека 1 класса", с помощью отбора и стимулирования "превращения" коллектива "средних людей" в "людей 1 класса".
Помимо хронометрирования операций, важные элементы теории Тейлора: оценка труда по результату, общность интересов, стимулирование, рационализация и стандартизация методов производства.
Самое трудное, но ключевое условие - общность интересов участников процесса: владельцев и рабочих. Тейлор подчёркивал, что главное в его теории - это "ментальная революция", которая исключит производственные конфликты, но психология "среднего человека" его не интересовала, так как её учёт вёл к компромиссам с его теорией.
Некоторые ученики и последователи Тейлора - гения темпа - не смогли внедрить его систему именно из-за человеческого фактора, забыв про его совет двигаться при внедрении "маленькими шагами". Критики теории Тейлора, используя эти промахи, развернули против Тейлора целую кампанию, но не учли одного: шумная антиреклама - это та же реклама. Интерес к теории Тейлора стал расти, несмотря на отдельные неудачи при её внедрении на практике.
Комментарий
Подобная картина наблюдается и в наши дни при реинжиниринге бизнес-процессов [2] , когда теория и практика порой расходятся, обычно по вине внедренцев.
Литература
[84]
Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер.
с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.: ил. - (Серия
"Теория и практика менеджмента")
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Temp.html
Ключевые слова:
тейлор, научный менеджмент, темп, человек 1 класса, средний человек, притворство, метод, теория, внедрение, антиреклама
НОТ
Главная
(C) Л.Точилов