"Русский метод" обучения ремёслам стал широко известен после демонстрации на Всемирной выставке в Вене (1873), где был удостоен Большой золотой медали. Система отличалась:
- своей продуманностью,
- многоступенчатастью обучения в каждой мастерской;
- все работы подвергались научному анализу;
- мастер должен был быть абсолютным авторитетом в своем деле, уметь увидеть ошибку ученика и объяснить ее;
- все мастерские должны были быть оснащены необходимыми инструментами, снабжены наглядными пособиями, чертежами изделий, инструкциями по обращению с инструментами;
- на стене должен был висеть ежедневный план работы.
Основную работу по созданию этой системы проделал ученый мастер Д.К.Советкин, окончивший Ремесленное учебное заведение, а затем ставший заведующим слесарной мастерской. Его метод - это научный анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил (созданный задолго до Тейлора, считающегося основоположником научной организации труда).
После ряда всемирных вытавок, на которых пропагандировался метод подготовки инженеров в Императорском Московском Техническом Училище (ИМТУ), его стали называть "русским методом" и применять в разных странах".
Неплохо бы возродить и в России, но где взять Князя?
Список литературы
Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. История развития / Под ред. И.Б.Федорова, К.С.Колесникова. - М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2005.