С 26 по 27 апреля 2011 года в Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации прошла Девятая научно-практическая конференция (НПК) "Ситуационные центры 2011" (СЦ-2011) при организационной поддержке кафедры "Информационные технологии в управлении" (ИТвУ) и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
На конференции присутствовало 320 участников из России, Армении, Белоруссии и Украины, 38 представителей РАН и представители 93 органов государственной власти.
В холле был развернут Ситуационный центр (СЦ), оснащённый большой тач-панелью и BI Oracle, на котором, в частности показывалось увеличение касанием руки изображений космических снимков Красной Поляны в Сочи, выявление вырубки, калькуляция штрафа с выдачей требования по его уплате. Как утверждал сотрудник все это реально, за исключением получения десятков миллиоов рублей, причитающихся государству с виновников вырубки. Но это уже дело других специалистов.
Проректор РАГС, открывая НПК сообщил, что после недавнего объединения РАГС с Российской Академией народного хозяйства (РАНХ) образовалась крупнейшая в мире академия РАНХ и ГС при Президенте РФ с 200 тысячами студентами и слушателями, территориально расположенная в городах: Москва, Нижний Новгород, Саратов. Он также отметил, что НПК зарекомендовала себя как база для экспертно-консультационной работы.
Затем, с докладом "Создание, становление и развитие системы ситуационных центров органов государственного управления" выступил заместитель начальника управления информационных систем (УИС) Спецсвязи ФСО России.
Он отметил, что 9 апреля этого года исполнилось 15 лет со дня решения по созданию Ситуационного центра Президента России (N 171-рп) и вручил проректору памятный знак, выпущенный к этому событию.
Он напомнил историю того, что информационно-аналитический центр (ИАЦ) "Контур" использовался для анализа аварии на ЧАЭС в 1986 году. Тогда это были две IBM PC 286 c чёрно-белыми экранами и одна с цветным.
Следующий импульс развитию СЦ органов государственной власти (ОГВ) дало землетрясение в Армении. Задачи: оценка ущерба, восстановительные работы, логистика. Периодичность обновления данных: два раза в сутки в 8 и 20 часов.
Заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации отметил, что при создании СЦ следует иметь полную ясность, кто будет являться бенефициаром или выгодоприобретателем СЦ, эффект от СЦ, какие целевые группы экспертов будут обеспечивать его работу. Да, да, без экспертов не обойтись, ведь СЦ - это не только прекрасно оборудованное помещение, нужно целеполагание, экспертные оценки и т.п. Кроме того, СЦ - это почти бизнес: должен быть платёжеспособный заказчик, так как за все надо платить, например, экспертам.
Основные недостатки в работе СЦ:
- нет экспертов,
- у 83% нет нормативного обеспечения,
- у 80% кадровые проблемы,
- проблемы с финансированием.
Многие это понимают:
- 70% планируют развивать работу с экспертами,
- 80% планируют внедрять новые методы моделирования.
Заведующий кафедрой ИТвУ в своем докладе "Подготовка кадров для электронного правительства и ситуационных центров" провел анализ динамики изменений количества учебных часов на математику и ИТ по разным специальностям.
Наибольшее сожаление выражалось по поводу уменьшения часов по ИТ, то что по некоторым специальностям часы на математику уменьшились до нуля негативных эмоций у докладчика не вызвало. Проблемы кафедры "Математики" или общая проблема подготовки кадров? Скорее всё-таки второе.
С сообщениями о достигнутых успехах выступили разработчики ситуационных центров ОАО "Газпром", ОАО "Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем" и другие.
На следующий день работа НПК проходила по секциям .
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Situatsionny_tsentr_Prezidenta.html
Ключевые слова: ситуационный центр президента, 15 лет, ситуационные центры 2011, СЦ-2011, РАГС, ситуационный центр, научно-практическая конференция, НПК, ИТвУ, ОГВ