"Покажи мне деньги", - вот что ждёт директор от руководителя ИТ департамента, но редко получает вразумительный ответ. Причины не в косноязычии, а в объективных причинах.
Одна из них - "скелет в шкафу" - по данным IDC, 70% запрашиваемых средств уйдёт на поддержку существующей инфраструктуры (тот самый "скелет"), 20% на дополнительные бизнес-возможности и лишь 10% на проекты по повышению эффективности.
Показать TCO (Total Costs of Ownership) не проблема, а вот рассчитать ROI (Return On Investment) - другое дело. Неубедительное ROI может получиться.
- Получается. что деньги лучше в банк положить?
- Получается так.
Есть, конечно, профессиональные приемы, например, считать инвестиции в ИТ в процентах от оборота: "Давайте увеличим ИТ бюджет на 0,1% от оборота и обеспечим рост оборота на 0,2%".
Этот приём уводит в сторону от доходности банковских вкладов - неудобного для руководителя ИТ департамента, но, в целом, правильного подхода: деньги - результат - деньги.
Можно работать над уменьшением TCO, не в ущерб качеству ИТ услуг. К этой цели можно идти следующими путями:
- консолидация ИТ ресурсов (один высокопроизводительный сервер, вместо множества низкопроизводительных);
- повышение утилизации ИТ активов (КПД);
- переход на новые платформы (СПО).
Вместо приобретения лицензии на проприетарное ПО на СПО осуществляется подписка - небольшая регулярная плата за поддержку. Можно отказаться от поддержки, если позволяет квалификация своих ИТ специалистов.
Поставщики проприетарного ПО перенимают опыт с подпиской, но в их случае, пользоваться ПО не выплатив всё им причитающееся не получится.
Есть и другие модели: аутсорсинг, облачные вычисления, приобретение ИТ услуг. Если исходить из денег, то ИТ департамент должен или показывать лучшие цены на ИТ услуги, или особые услуги (например, обработка особо чувствительной для бизнеса информации), или сокращаться.
Создаст ли это лучшее понимание руководством TCO? Пожалуй, да. А ROI? В идеальном случае, когда все ИТ услуги на аутсорсинге, не нужно вкладывать инвестиции на длительный срок, необходимая ИТ услуга приобретается в нужном объёме на требуемый срок, как комплектующие для сборочного производства.
Всё очень здорово, особенно, если "комплектующие" предоставляет не монополист и есть уверенность, что рост цен на них не превысит в скором времени бюджет ИТ департамента, включая 30% на развитие. Не так уж, к стати, мало. Какую часть бюджета тратит на развитие само предприятие? Поддержка существующей инфраструктуры - недешёвое удовольствие, как для бизнеса, так и для ИТ. Но как без этого? По аналогии с ИТ отдать бизнес-инфраструктуру в аутсорсинг? Денег может не хватить. Зато все потраченные деньги можно легко показать. А толку?
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Show_me_the_money.html
Ключевые слова: money, ИТ, TCO, ROI, СПО, лицензии, подписка, IDC, комплектующие