- 9 -
Наше рассмотрение относится к третьему этапу и представляет наибольший интерес для предприятий, приступающих к его реализации. Для предприятий, приступивших или уже прошедших третий этап, будет небезинтересно ознакомиться с отечественным опытом в области MES-проектирования и использования его в целях сравнения и развития существующих ИТ-сервисов, которые обеспечат предприятию преимущества в рыночных условиях.
Рассмотрим некоторое типовое российское машиностроительное предприятие, характеризующееся недостаточно развитой ИТ-инфраструктурой, сложным финансовым положением, наличием своих особенностей в организации бизнес-процессов и т.п. Анализ западных MES-систем в разрезе этих условий, как правило, приводит к выводу о нецелесообразности полномасштабного внедрения подобных систем на данном этапе. Практика подтверждает, что большинство машиностроительных предприятий в этой ситуации делают ставку на собственных проектантов и разработчиков программного обеспечения (ПО). Это ПО учитывает и такие особенности ИТ-инфраструктуры, как наличие АРМ, не подключенных к компьютерной сети предприятия, а также обеспечение автономной работы сетевых АРМ при неисправностях в сети, которые не всегда быстро устраняются ИТ-специалистами машиностроительного предприятия.
Для тех машиностроительных предприятий, которые уже внедрили промышленную MES-систему, участие в MES-проекте может представлять интерес не только в концептуальном плане, но также с точки зрения безопасности. Этот аспект будет рассмотрен ниже в главе Информационная безопасность предприятия.
На рис. 2 представлена типовая модель базовых ИТ-сервисов, которая служит основой MES-проекта.
Рис. 2. MES-проект: типовая модель базовых ИТ-сервисов.
Обозначения:
МКВ – материально-комплектовочная ведомость
ЛИР – листок изменения расцеховки
Почему именно этот набор базовых ИТ-сервисов предлагается к реализации?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо отталкиваться от задач, с которыми мы сталкиваемся в практической работе.
Управление инцидентами и проблемами на производстве для снижения связанных с ними потерь, безусловно, важно, как для управления производством, так и для его автоматизации. Для этого создается ядро MES-системы - Сервис центр – которое и обеспечивает требуемый для управления ИТ-сервис.
Чтобы обеспечить сквозной процесс прохождения рабочей документации в электронном виде, необходимо отталкиваться от КД, хранящейся в электронном архиве.
Если электронный архив до реализации третьего этапа был файловым и отсутствовала проверка корректности помещаемых в него данных, то необходим ИТ-сервис "Электронный контролирующий архив" (далее архив). Автоматизированный контроль корректности и целостности информации помещаемой в архив, как показывает практика, является далеко не лишним. Наиболее важной информацией для руководства, поставляемой этим ИТ-сервисом, является информация о некомплектности КД.
При этом идет обращение к другому базовому ИТ-сервису типовой модели MES-проекта, отвечающему за управление информацией о Составе изделия (Bill of materials - BOM).
ИТ-сервис "Состав изделия" обеспечивает ссылки на сборочные спецификации, хранящиеся в архиве.
Очевидна необходимость базового ИТ-сервиса по Разработке спецификаций в соответствии с ГОСТ 2.108-68 в электронном виде. Этот сервис присутствует в большинстве систем автоматизированного проектирования (САПР). Выделение этого сервиса этого ИТ-сервиса необходимо по трем причинам. Первая – это унификация (на предприятии может использоваться много различных САПР). Вторая - возможность обеспечения общих механизмов его интеграции с другими базовыми ИТ-сервисами. Третья – возможность настройки под особенности каждого предприятия, а иногда и конструктора (например, автоматически вносить его фамилию).
Марка материала, указываемая конструктором должна выбираться с учетом реальных ограничений, связанных с его поставкой и использованием, из Перечня, который согласован с различными службами предприятия. Управление Перечнем обеспечивает базовый ИТ-сервис "Ограничитель материалов".
На базе КД разрабатывается технологическая документация (ТД), в которой, в частности, указываются цеха изготовители и потребители, рассчитываются размеры заготовок и трудоемкость изготовления каждой позиции.
Этот спектр задач обеспечивается базовым ИТ-сервисом "Материально-комплектовочная ведомость (МКВ)", включающем следующие ИТ-подсервисы "Расцеховки", "Заготовки", "Трудоемкости" и "Листок изменения расцеховки (ЛИР)", основной потребитель которых – Отдел главного технолога (ОГТ).
На уровне технологов цеха необходимы базовые ИТ-сервисы формирования "Карты применяемости материалов" и "Сопроводительной технологической карты".
Для диспетчирования необходимы ИТ-сервисы "Управление состоянием рабочих мест" в цехе (станки, инструмент, люди, планируемые простои и т.п.) и "Управление выполнением работ". Последний, из упомянутых ИТ-сервисов, включает решение таких задач, как планирование, распределение работ по рабочим местам и отслеживание их выполнения.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Servis-centr_kak_novoe_yadro_sistem_operativnogo_upravleniya_proizvodstvom_9.html
Ключевые слова: гост 2.108-68, сапр, bom, состав изделия, кд, тд, лир, мкв, расцеховка, огт
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов