- 8 -
Немаловажным аспектом является и период простой адаптации работников машиностроительного предприятия к использованию ИТ в своей работе. При слабой подготовленности работников, высокий уровень возможностей современных MES-систем будет легче освоен после этапа работы с АСУП, предоставляющей базовые ИТ-сервисы. Часто это является более выгодным и с точки зрения финансового планирования, и с точки зрения истинных потребностей предприятия, а не тех, которые рекламирует вендор.
Руководители многих предприятий при формулировке целей информатизации используют такое устаревшее понятие, как "безбумажная технология". То, что это уже давно не цель для промышленных АСУП, которые ориентированы на ИТ-сервисы более высокого порядка, кого-то может и смущает. Но, если потребность есть именно в этом конкретном ИТ-сервисе, а другие по тем или иным причинам не устраивают предприятие, то с какой стати их приобретать?
Если руководство предприятия хочет двигаться осторожными шагами, решая те задачи, которые ему понятны и контролируемы, то зачем отказываться от этого и бросаться в некогда модный реинжиниринг бизнес-процессов? Тем более, когда западный опыт говорит о случаях серьезного подрыва бизнеса в результате реинжиниринга, выполняемого вполне квалифицированными специалистами. Как и везде крайности могут быть опасны.
Большинство российских машиностроительных предприятий уже практически реализуют свои собственные подходы в области ИТ. Некоторые из них вполне успешно обеспечивают тот уровень ИТ-сервисов, который им необходим в пределах тех средств, которыми они располагают. Правильно выбранный баланс во многом определят успешность внедрения ИТ-сервисов, некоторые из которых идут дальше простой "безбумажной технологии".
Анализ опыта успешного развития машиностроительными предприятиями ИТ-сервисов "под себя" без существенных финансовых вложений и потерь выявляет следующие характерные особенности:
1. Баланс между инновационными возможностями предприятия в области ИТ и теми возможностями ИТ-сервисов, которые ему необходимы.
2. Фокус на существующих процессах и технологиях.
3. Привлечение ведущих специалистов к управлению разработкой ИТ-сервисов.
4. Ориентация на решение конкретных задач на каждом рабочем месте.
5. Простота реализации и открытость.
6. От локальных задач к их интеграции.
7. Включение электронного архива в существующие процессы предприятия.
8. Проектирование и внедрение ИТ-сервисов.
9. Постоянное развитие ИТ-сервисов.
Почему же положительный опыт проектирования и разработки базовых ИТ-сервисов с последующим их развитием и интеграцией не нашел широкого распространения? Причин тому много. Главная, на наш взгляд, заключается в том, что основной акцент в них делается на особенностях своего предприятия.
MES-системы, напротив, стремятся к наиболее общим решениям для предприятий, находящихся на высоком уровне технического и организационного развития, что косвенно подтверждает их высокая стоимость.
Баланс между этими подходами состоит в выделении достаточно универсального набора базовых ИТ-сервисов для машиностроительного предприятия, обеспечение их интеграции в рамках типовой процессной модели и планирование последующего развития (развитие типовой модели, либо, после ее освоения, подготовка к внедрению промышленной MES-системы).
Физическая реализация ИТ-сервисов – это набор взаимодействующих программных модулей для решения конкретных задач конструкторов, технологов, диспетчеров и других специалистов машиностроительного предприятия – в данной статье рассматриваться не будет.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Servis-centr_kak_novoe_yadro_sistem_operativnogo_upravleniya_proizvodstvom_8.html
Ключевые слова: безбумажная технология, инновационные возможности, фокус, ориентация, электронный архив, процессы предприятия, реинжиниринг, финансовое планирование, типовая модель, диспетчер
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов