Семь инструментов контроля

28.04.2012

Основное назначение 7 инструментов контроля - это контроль протекающего процесса и предоставление фактов для его корректировки и улучшения.

1. Контрольный листок - средство для регистрации данных. Пример: таблица: контролируемые параметры и их значения (пример: регулярно измеряемая температура больного).

2. Гистограмма - графическое представление распределения статистических данных. Обычно строится для интервального изменения значения параметра (ступенчатая диаграмма - высоты столбиков пропорциональны частотам интервалов). Если гистограмма имеет симметричный (колоколообразный) вид, то можно предполагать гауссовский (нормальный) закон распределения. Если имеется допуск, то на оси абсцисс отмечаем верхнюю и нижнюю границы. Если брать в качестве границ допуска трёхсигмовые пределы, то годными будут считаться 99,73%.

3. Диаграмма разброса (поле корреляции) для определения вида и тесноты связи между парами переменных.

прямая корреляция
Рис.1. Прямая корреляция

обратная корреляция
Рис.2. Обратная корреляция

отсутствие корреляции
Рис.3. Отсутствие корреляции

криволинейная корреляция
Рис.4. Криволинейная корреляция

4. Диаграмма Парето

Выявить основные причины, элементы:

Пример: по оси x - относительное количество образцов в группе (%), по оси y - относительная стоимость образцов в группе (%). Группа А - наиболее дорогие - самый жёсткий контроль, по другим группам - упрощённый.

Выявляются причины брака, имеющие наибольшую долю и намечаются мероприятия по их устранению.

5. Стратификация

Расслаивание данных по:
исполнителям (квалификация, пол, возраст, стаж и т.п.),
машинам и оборудованию (новое, старое, марка, конструкция, производитель и т.п.),
материалам (место производства, производитель, партия и т.п.)
и др.

6. Диаграмма Исикавы

7. Контрольная карта позволяет отслеживать состояние процесса во времени, чтобы воздействовать на процесс до того, как он выйдет из-под контроля.

Обычно: (среднее значение) + - (стандартное отклонение)

Комментарий

Кружки контроля качества (Quality Control Circles) не подменяют специальные службы качества, существующие на каждом предприятии, но дополняют в решении главной задачи - максимально удовлетворить потребности потребителя.

Литература

[99] Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600 с.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Sem_instrumentov_kontrolya.html

Ключевые слова: семь инструментов контроля, 7 инструментов контроля, качество, кружки качества, служба качества, диаграмма исикавы
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов