Основное назначение 7 инструментов контроля - это контроль протекающего процесса и предоставление фактов для его корректировки и улучшения.
1. Контрольный листок - средство для регистрации данных. Пример: таблица: контролируемые параметры и их значения (пример: регулярно измеряемая температура больного).
2. Гистограмма - графическое представление распределения статистических данных. Обычно строится для интервального изменения значения параметра (ступенчатая диаграмма - высоты столбиков пропорциональны частотам интервалов). Если гистограмма имеет симметричный (колоколообразный) вид, то можно предполагать гауссовский (нормальный) закон распределения. Если имеется допуск, то на оси абсцисс отмечаем верхнюю и нижнюю границы. Если брать в качестве границ допуска трёхсигмовые пределы, то годными будут считаться 99,73%.
3. Диаграмма разброса (поле корреляции) для определения вида и тесноты связи между парами переменных.
Рис.1. Прямая корреляция
Рис.2. Обратная корреляция
Рис.3. Отсутствие корреляции
Рис.4. Криволинейная корреляция
4. Диаграмма Парето
Выявить основные причины, элементы:
Пример: по оси x - относительное количество образцов в группе (%), по оси y - относительная стоимость образцов в группе (%). Группа А - наиболее дорогие - самый жёсткий контроль, по другим группам - упрощённый.
Выявляются причины брака, имеющие наибольшую долю и намечаются мероприятия по их устранению.
5. Стратификация
Расслаивание данных по:
исполнителям (квалификация, пол, возраст, стаж и т.п.),
машинам и оборудованию (новое, старое, марка, конструкция, производитель и т.п.),
материалам (место производства, производитель, партия и т.п.)
и др.
7. Контрольная карта позволяет отслеживать состояние процесса во времени, чтобы воздействовать на процесс до того, как он выйдет из-под контроля.
Обычно: (среднее значение) + - (стандартное отклонение)
Комментарий
Кружки контроля качества (Quality Control Circles) не подменяют специальные службы качества, существующие на каждом предприятии, но дополняют в решении главной задачи - максимально удовлетворить потребности потребителя.
Литература
[99] Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин: под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600 с.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Sem_instrumentov_kontrolya.html
Ключевые слова:
семь инструментов контроля, 7 инструментов контроля, качество, кружки качества, служба качества, диаграмма исикавы
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов