Образно говоря, рационализаторская работа – это повышение эффективности своего домашнего хозяйства. Вы можете, например, купить большой термос и получать дома горячую воду в течении дня с меньшими затратами электроэнергии. Инновации расширяют сферу использования вашего предложения. То, что будет создано на его основе должно повышать эффективность работы сторонних заказчиков. А для предприятия это предложение будет способствовать не столько экономии, сколько зарабатыванию денег и получению прибыли.
Так, что как видим рационализаторство и инновации – близнецы-братья. Кто более ценен? Думаю, что развивая рационализаторство мы способствуем и развитию инноваций. Хотя, в инновационной работе мы в огромной степени зависим от рынка и предложений других компаний. Не лишним будет сказать несколько слов об опыте лидеров.
По итогам 2006 года лучшей инновационной компанией в мире была признана интернет-компания Google. В 2005 году она была второй, так что как видим результат далеко не случайный. Более того, компания была инновационной с момента своего создания. В начале отцы-основатели Google в поисках инвестиций готовы были продать контрольный пакет акций компании Microsoft за миллион долларов. Сегодня, заработав миллиарды, и серьёзно потеснив Microsoft они счастливы, что тогда получили отказ. Хороший пример того, что потенциал инновационной идеи не всегда могут оценить не только заказчики, но и её авторы.
Для многих кажется парадоксом, что что-то полезное может продаваться бесплатно. Порой это кажется подозрительным и отвергается. Тем не менее наличие бесплатного товара признак современной инновационности. И парадокса здесь никакого нет. Простой пример: предположим кто-то задумал построить уникальный дом – это его инновационная идея. Но кирпичи делают медленно и некачественно. Бывает выгодней бесплатно подарить идеи, как повысить производительность и улучшить качество кирпичей, чтобы быстрее реализовать свою идею с домом. При этом выигрывают все.
В заключение хотел вернуться к рационализаторской работе – колыбели инноваций. Нередко основные усилия рационализатор тратит не на творческий процесс, а на оформление и доказательство выгод. Для творческих людей – это довольно серьёзное препятствие.
В этой связи интересной представляется идея бесплатных рацпредложений с процедурой препятствующей «класть их под сукно». Оформление должно быть максимально простым, если рационализатор согласен лишь на моральное удовлетворение. Тем более, что порой гораздо полезней предлагать то, что где-то уже используется, а не изобретать велосипед. Доказательство того, что такие предложения тоже требуют награды порой может затянуться на неопределённый срок. Такие предложения - лучшие кандидаты на бесплатный подарок фирме.
Два примера:
1). Использовать на компьютерах бесплатный пакет OpenOffice.
2). Использовать бесплатный поисковик Google в интранет сети предприятия для эффективной работы с электронной документацией.
От бесплатных рационализаторских предложений проще двигаться к инновационным идеям. В тоже время надо быть реалистами и понимать, что порой новации, дающие ощутимую экономию средств могут годами не внедряться, внедряться «криво», голословно критиковаться. Как потери предприятия в этой ситуации связать с действием или бездействием конкретных лиц?
Для решения этой проблемы может использоваться система контроллинга предприятия, в сферу интересов которой необходимо включить контроль за внедрением новаций, повышающих доходы предприятия и, как следствие, зарплату его работникам.