В соответствии с Методикой [1], рассчитаем на условном примере экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию ИТ обслуживания в крупном конструкторском бюро.
В качестве исходных данных возьмем следующие:
Количество конструкторов – 980 чел. (зарплата 15000 руб/мес)
Количество ИТ специалистов – 20 чел. (зарплата 10000 руб/мес)
Условно-постоянные расходы составляют 180% от зарплаты конструкторов (коэффициент Ку = 1,8 )
ИТ инфраструктура:
Серверы – 2 шт. (стоимость каждого с ПО 1 млн.руб)
Сетевая инфраструктура – 1 шт. (стоимость 2 млн.руб)
Персональные компьютеры – 1000 шт. (стоимость каждого с ПО 100 тыс.руб)
Разработка и проведение серии тренингов для ИТ специалистов, направленных на повышение качества ИТ услуг – 1 мес.
Результат улучшения ИТ обслуживания: конструктора меньше времени тратят на решение вопросов по ИТ, отдавая их своей основной работе. В среднем на 12 минут (0,2 часа) в день.
Расчет:
1). Коэффициент, определяемый отношением суммы условно-постоянных расходов к заработной плате основных работников равен:
Ку = 180 / 100 = 1,8
2). Экономия зарплаты за год составит:
Эз = 980 * 15 000 * 12 * ( 0,2 / 8 ) = 4 410 000 руб
3). Прирост производительности труда и равный ему прирост объема работ:
р = 8 * 100 % / (8 – 0,2) – 100 % = 2,56 %
4). Балансовая стоимость средств, фондоотдача которых увеличилась в результате проведенных мероприятий:
Сб = 2 * 1 000 000 + 1 * 2 000 000 + 1000 * 100 000 = 104 000 000 руб
5). Единовременные затраты, связанные с разработкой и проведением мероприятий: Зед = 20 * 10 000 =200 000 руб
6). Расчет годового экономического эффекта в данном случае производится по формуле:
Эг = Эз * ( 1 + Ку ) – Ен * ( Зед – Сб * р / 100 ) руб ,
где Ен – нормативный коэффициент эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Возьмем, например, Ен = 0,15
Подставив данные, получим:
Эг = 4 410 000 * ( 1 + 1,8 ) – 0,15 * ( 200 000 – 104 000 000 * 2,56 / 100 ) = 12 717 360 руб ,
Как видим, совершенствуя управление ИТ сервисами, организация может получить ощутимую экономию средств.
Помимо приведенных прямых потерь, связанных с низким качеством ИТ услуг, которые имели место до проведения мероприятий, имелись и неизмеряемые потери. На конструктора, помимо усредненных 12 минут в день, которые он теряет, работая за ИТ специалиста, оказывают влияние и связанные с этим психологические факторы.
В зависимости от своих личных качеств и характера общения с ИТ специалистами он может чувствовать:
- проявление неуважения к его работе,
- необходимость жаловаться и искать справедливость,- необходимость налаживать личные контакты с ИТ специалистами,
-необходимость самому профессионально осваивать ИТ
- желание оправдывать свои ошибки низким уровнем ИТ услуг
и т.п.
Ясно, что это вредит его основной работе, не менее, а гораздо более, чем непроизводительные потери времени. Соответственно и эффект от мероприятий по повышению качества ИТ услуг в реальности будет существенно выше представленного расчетного.
__________________________
[1] Методика определения экономической эффективности НОТ. М., Изд. НИИтруда, 1970
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Primer_rascheta_godovogo_ekonomicheskogo_effekta_IT.html
Ключевые слова: пример расчёта, экономический эффект, ит, конструкторское бюро, ниитруда, нот
Технологии управления машиностроительным производством
Главная
(C) Л.Точилов