Приказ

04.04.2012

Приказ исполняется, если подчинённый:
1). понимает смысл
2). чувствует, что это не противоречит его личным интересам
3). чувствует, что отвечает интересам организации
4). обладает физическими и умственными способностями для его выполнения

Первым про это заговорил Честер Барнард, а также про то, что менеджер должен видеть в подчинённом личность. Кроме того сам менеджер должен быть в первую очередь образцовой личностью, несущей позитивные ценности, верность компании и веру в успех. Во-вторую очередь, быть профессионалом в управлении.

Также актуальны его наблюдения, что внутри каждой формальной организации существует неформальная. Сила формальной организации в легитимности и санкциях. Неформальной - в коммуникациях и динамичности.

Эффективный руководитель - это "продукт организации", а не набор способностей, как считал Файоль.

Чтобы не стать жертвой неформальной организации, менеджер должен исполнять 3 функции руководителя:
1. разрабатывать и поддерживать систему коммуникаций
2. обеспечивать компанию кадрами
3. доводить цели и задачи до подчинённых

Лучше всего, если эти функции будут являться частью общей культуры организации.

Комментарий

Актуальность положений Барнарда наиболее отчётливо прослеживается в проблеме борьбы с коорупцией:

Руководитель "продукт организации" - не критичен к недостаткам организации.

Руководитель со стороны - проблема с неформальной организацией (приказы не работают, общей культуры нет).

Профессионала, являющегося образцовой, коммуникативной личностью, способного сформировать общую антикоррупционную культуру, лидера не только формальной, но и неформальной организации найти, если возможно, то крайне непросто.

Литература

[84] Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.: ил. - (Серия "Теория и практика менеджмента")

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Prikaz.html

Ключевые слова: барнард, приказ, личность, неформальная организация, формальная организация, файоль, функции руководителя, коммуникации, культура организации, менеджер
НОТ
Главная
(C) Л.Точилов