Проблема духовно-нравственного воспитания в высшей школе не в последнюю очередь связана с увеличивающимся расхождением слов и правдой жизни. Жизнь меняется и "правильные" слова со временем становятся неправильными. В качестве примера приведу следующее высказывание: "Высшая школа готовит студентов к будущей профессии". Сколько выпускников идёт работать по специальности? Весьма незначительная часть. Что это вина или беда высшей школы? Есть мнение, что вопрос трудоустройства не имеет отношения к высшему образованию. Если такую "страусиную" позицию признать логичной, то будут ли нравственными слова студентам об их будущей профессии?
Есть, по крайней мере, два решения, которые придают цель обучению в высшей школе. Первое, старинное и самое простое, - принудительное распределение. Принуждение, конечно, не может быть нравственным, но обставленное, как отработка средств, потраченных государством на обучение, не противоречит буржуазной морали. Низкосортной, но соответствующей текущему состоянию современного общества.
Второе решение - новаторское, пока ещё мало где опробованное. Суть его можно сформулировать, как развитие призваний каждого студента. "мы поможем Вам найти своё призвание!", - замечательный был бы лозунг для высшей школы, будь он правдой.
Наиболее правдиво можно было бы, наверное, сказать следующее: "Учёба - это большой труд, преподаватели вуза сделают всё от них зависящее, чтобы Вы получили полезные знания". Следуя логике этого посыла, полезность каждой "порции" полученных знаний должна быть "доказана". Проблема в том, что большинство преподавателей если и смогут что-либо "доказать", то лишь теоретически. Тем не менее, это третье решение представляется наиболее перспективным в качестве основы для строительства на ней "правдивой" системы духовно-нравственных ориентиров.
На практике, однако, реализация «одной правильной концепции» часто даёт обратный эффект. Поэтому, понимая все плюсы и минусы, необходимо двигаться вперёд по всем перечисленным направлениям, развивая у студентов интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Pravda_i_lozh_vysshey_shkoly.html
Ключевые слова: высшая школа, правда и ложь, духовно-нравственные, студенты, призвание, принуждение, страусиная
Наука
Главная
(C) Л.Точилов