Недавно столкнулся с любопытным примером, иллюстрирующим проблему взаимопонимания поколений. Поколению, воспитанному на Маршаке, хорошо знакомы строчки:
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмомСтишок не только забавный, но и поучительный, с наглядными примерами, что хорошо, а что плохо. Вывод: никто не хочет считаться неумейкой. А какой же ещё? Для молодого поколения мораль неожиданно оказалась иной. «Неумейка – это сам почтальон», - сказала мне дочка – «не смог отдать письмо, хотя возможности для этого были. Почтальон и есть адресат, письмо сразу попало по адресу!».
Возможностей, действительно было много:
Сестренка ему надевала чулок,
А Слава скучал и глядел в потолок.
или ещё
Со сказкою Вове вливали бульон.Почтальон верит маме, верит и откровенному вранью Славы:
Я сам одеваюсь, когда захочу,Да, в жизни вручить письмо не просто. Находятся мамы, которые врут за детей и дети, которые уже могут врать самостоятельно. Понятно, что книжка для семейного чтения вряд ли рассчитана на взрослый анализ. Хотя в данном случае она для этого вполне подходит. В западных методиках управления, в отличие от наших большое место занимает анализ рисков, описание негодной практики. Порой это гораздо полезней описаний только правильных действий.
В производственной практике доставить «письмо Неумейке» часто бывает ещё сложнее. Интересно, что разработчики автоматизированных систем управления предприятием, как правило, считают эту проблему очень простой. Если следовать примитивной логике, то надо: 1) разослать электронные письма с заданиями, 2) получить отчёты о выполнении, 3) наложить штрафы, то кажется, что действительно легко. Только с реальной жизнью это, увы, никак не связано.
Вспомнилась интересная книга «5-ти минутный менеджер», в которой молодой человек, сталкиваясь с множеством бестолковых менеджеров, пытается найти нормального, чтобы у него учиться. И находит. Один из приёмов 5-ти минутного менеджера (любой вопрос решающего не более чем за 5-ть минут) - 5-ти минутное молчание с работником, не выполнившим задание. Менеджер молчит 5-ть минут. Работник мысленно анализирует свои просчёты, сам делает выводы.
«Почему ваши работники выглядят радостными, а не хмурыми, как у других?», - спрашивает ученик. «А с каким настроением вы лучше сделаете работу?», - отвечает 5-ти минутный менеджер. В чём-то тоже сказка, но более разумная и человечная. Сказка, к которой стремятся исследовательские и инновационные компании. Если же всё в работе компании можно детерминировать, работников унифицировать, то сгодится и примитивная логика управления. Усложнять же её бессмысленно – для творческих коллективов она ошибочна изначально. Для них в 1000 раз более важно найти Умеек, воспитывать Умеек, порой такими странными методами, как 5-ти минутное молчание, чем рассылать письма Неумейкам.