Схема объединения молодёжи в ВЛКСМ была до гениальности проста: если ты член ВЛКСМ, то должен быть примером для пионеров и выполнять общественно-полезные работы (уборка мусора, на картошку, на стройку и т.п.). Если же ты не согласен примкнуть к передовой части молодёжи, но хочешь в чём-то быть передовым, то доказывать это будет несколько сложнее. Во всяком случае, надо будет сначала объяснить: почему ты не комсомолец? Ответ, например, мог быть таким: «Собираюсь стать священником». Но таких было не много. Имели место и юношеский нигилизм, и желание быть умнее «системы»: «Не вступил, так как не считал себя достойным». «Система» могла легко согласиться: «Значит так и есть. Приходи, когда станешь достойным». Более худшая ситуация - исключение из ВЛКСМ. Явление крайне редкое, но дисциплинирующее. Таким образом, поведение и общественно-полезные работы гигантской организации контролировались на редкость эффективно и с пользой для общества. Но, когда простые правила начинают нарушаться вожаками, то без «чистки» система гибнет.
Можно ли возродить в новых условиях? Если на вопрос: «Зачем?» ответ можно оставить прежним: «Примерное поведение и общественно-полезные работы», то на вопрос: «Кому нужно?» ответить сложнее. Обществу? Наверно, да. Государству? В глобальном варианте, нет. Партии? Их возможностей хватает на молодёжные «крылья». В качестве «морковки» - перспектива, что-либо получить от партии. Идея понятна, однако, в честном исполнении крайне неэффективная, в нечестном - аморальная. Молодёжь умнеет и желающих работать на голом энтузиазме за «морковку» для лидеров будет всё меньше.
Схема СМС или СМУиС – нечто среднее, с одной стороны, их члены «ближе» к руководству организации, что для них в перспективе может быть полезно, особенно на фоне общей низкой активности молодёжи. С другой стороны, для расширения базы за счёт «несознательных», увы, надо вешать «морковку». Варианты разные: одну-две для активистов, или понемногу всем, например, мероприятия с бесплатной едой. Правда, помимо бесплатной еды, могут возникнуть и нематериальные выгоды, например, знакомства с противоположным полом. Однако, и то, и другое не служат достаточно прочным основанием для создания системы, хотя бы отдалённо напоминающей ВЛКСМ. Вместо «примера» детям, «свобода», например, пить и курить. Что такое общественно-полезные работы индивидуалисту не объяснишь. А без этого пропадает смысл. Если надо заплатить за уборку мусора, если это не пиар, то уж лучше дворникам.
Поддержка молодёжи на государственном уровне нельзя сказать, чтобы отсутствовала, однако, смысл скорее разъединяющий, чем объединяющий: молодёжь и не молодёжь с разными правами, а также внутри самой молодёжи: «морковки» для избранных (предполагается, что честно, однако, мало кто в это верит). Других идей, как не было, так и нет, кроме победившей идеи индивидуализма. Фактически работу с молодёжью надо конкретно увязать с её карьерными, материальными и духовными устремлениями. Проблема в том, что дополнительные права не должны быть без дополнительных обязанностей. А вот какие дополнительные обязанности готова взять на себя молодёжь? Что должно быть исполнено раньше?
В организации может быть создана система управления карьерным ростом, но она ориентирована на «трудяг», а не активистов. Закономерный вопрос: «Нужны ли активисты?». На предприятии – нет, что касается партий, регионов, страны – да, там свой карьерный рост и ВЛКСМ, как образец. В СМС или СМУиС предприятий логично выбирать «трудяг». А им это надо?
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Ot_VLKSM_do_SMS_i_SMUiS.html
Ключевые слова:
влксм, смс,
смуис,
молодёжь, поддержка, морковка
Молодёжь
Главная
(C) Л.Точилов