ХXXIII АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ, посвященные памяти академика С.П.Королева и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства – «КОРОЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ», Москва, 2009

Организация стендовой отработки ПО МКА

к.т.н. В.Л.Лисицын, ОАО «ВПК «НПО машиностроения»,
к.ф.-м.н. Л.С.Точилов, ОАО «ВПК «НПО машиностроения»

Разработка алгоритмов и программного обеспечения (ПО) для малых космических аппаратов (МКА) требует стендовой отработки в автономных и комплексных динамических режимах. Имитация внешних условий осуществляется на моделирующем компьютере, подключаемом к технологическому МКА. Важным требованием к моделирующему компьютеру является обеспечение им вычислений в реальном масштабе времени.

Для обеспечения данного требования на предприятии было решено использовать систему реального времени QNX. Важной новой особенностью применения QNX для отработки ПО МКА является совершенствование технологического процесса разработки.

Традиционный подход состоял в наличии сложного технологического процесса по переводу моделирующих программ в среду QNX. Для этого привлекались различные подразделения, которым требовалось разъяснять требования к моделирующему ПО, координировать их работу и т.п.

Такой подход в условиях жёстких сроков создания МКА при ограниченном финансировании стал не эффективным. В тоже время, уровень специалистов, работающих над созданием алгоритмов и программного обеспечения, позволил им освоить работу в операционной системе QNX и выполнять работу без лишних посредников.

Такой подход представляется особенно важным при работе с иностранными заказчиками МКА, так как для некоторых зарубежных МКА QNX является не только моделирующей, но и бортовой системой. Зарубежные заказчики сегодня требуют не только определённых характеристик МКА, но и современных технических решений, лежащих в основе МКА. Таким образом, объединение в одном подразделении разработки бортового ПО для МКА и моделирующего ПО стенда создаёт хорошую возможность для выполнения требований зарубежных заказчиков и к современной бортовой операционной системе реального времени.

Главная