Мысль, что иерархическая система управления организацией несовершенна,
не нова. Теорий по улучшению системы тоже хватает:
- business process re-engineering,
- management by objective,
- total quality management,
- balanced scorecard
и другие.
Почему их очень непросто внедрить? Можно привести много разных причин, но главная причина кроется в сложной системе отношений, порождаемых и поддерживаемых иерархией. Для неё представляют опасность не только те нововведения, которые могут нанести любой минимальный ущерб сложившейся системе, но даже те, которые кому-то в системе окажутся полезными (если кто-то выиграет, то другой, вышестоящий, может лишиться некоторых возможностей воздействия на него, что для человека системы может быть довольно унизительно). Что делать?
Один из кардинальных вариантов - изменение системы. Поскольку теории улучшения системы посредством её самой зачастую не дают практического выхода, то есть спрос на новый вид революционеров-интеллектуалов - борцов с существующей системой управления.
Вот лишь некоторые из их высказываний:
"Корпорации существуют лишь для того, чтобы непрерывно и творчески разрушать
конкуренцию" [1]. В [2] раскрывается "идиотизм самой системы, которая
становится все более бессмысленной, неэффективной, чреватой весьма болезненными
ошибками".
Из практических рецептов: преимущества эмоционального стиля управления и самоуправления. Как следствие в [2] отвергаются такие "фундаментальные" функции менеджеров среднего звена, как посредничество и контроль. В обществе, "построенном на знаниях" их новая роль в координации и управлении знаниями.
"Далёкая перспектива", - скажите вы, и будете в какой-то мере правы. Ведь мир разнообразен. Для некоторых компаний это будущее уже наступило, для других есть серьёзные противопоказания против такого рода развития, о чём в [2] умалчивается.
Что может нам, увлечёнными идеями новых революционеров после прочтения [1] и [2], помочь остановиться и подумать? Старый добрый "Одноминутный менеджер" [3]. Его ситуационное руководство ориентирует на управление адекватное ситуации и даёт ясный механизм естественного развития команды.
Используя стили руководства:
- Командный,
- Наставительный,
- Поддерживающий,
- Делегирующий,
в зависимости от ситуации можно развивать коллектив компании спокойно и уверенно,
без ненужных потрясений.
Развитие, естественно, подразумевает направление движения от командного стиля к делегирующему, но ситуация может, к примеру, заставить на некотором этапе в интересах компании перейти, например, от наставительного стиля к командному. Вполне жизненная ситуация, если "люди не понимают", а работа не ждёт, то остаются только прямые приказы. Трагедия не в этом, а скорее в другом - использовать не тот инструмент в критических ситуациях.
Напрашивается вывод, что путь, в общем-то, один: руководитель компании и топ-менеджеры, осуществляя ситуационное руководство, могут развивать коллектив, избегая потрясений. Есть такая пословица: "Стадо ослов во главе со львом сильнее, чем стадо львов под предводительством осла". И с этим трудно спорить. Что касается работ [1] и [2], то они действительно полезны, поскольку дают перспективу, которая может служить ориентиром на будущее, но не руководством к действию. Ведь революции нам не нужны?
Литература.
[1]. Нордстрем К., Риддерстрале Й. "Бизнес в стиле фанк". - Пер.
с англ.- СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
[2]. Кеннет Клок, Джоан Голдсмит "Конец менеджмента и становление организационной
демократии". - СПб.: Питер, 2004.
[3]. Кеннет Бланшар, Дональд Керью, Юнайс Паризи-Керью "Одноминутный
менеджер строит высокоэффективную команду". - Пер. с англ. - Мн.: ООО
"Попурри", 2002.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Nuzhna_li_nam_revoluciya.html
Ключевые слова: иерархическая система, business process re-engineering, management by objective, total quality management, balanced scorecard, изменение системы, конец менеджмента, организационная демократия
Управление изменениями
Главная
(C) Л.Точилов