Научные школы. Взгляд государства и вуза

Взгляд государства

«Основными определяющими признаками научной школы являются: наличие нескольких поколений в связках учитель – ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом; общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований; в общем единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области; постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих учёных; постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки. Научная школа – исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников».

Левин А.С. начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации «Соображения к концепции развития программы».

Взгляд Вуза

«Существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции инициатора научных идей, их распространение и защиты, подготовки молодых учёных.

В Ульяновском государственном университете установлена градация научных школ и решением квалификационной аттестации научных школ присваиваются квалификации: «Признанные научные школы», «Известные научные школы», «Развивающиеся научные школы», «Формирующиеся научные школы».

Какую бы форму организации не принимали научные школы, вне зависимости от стадий становления и истории развития они могут существовать только при постоянном внимании администрации, при всесторонней поддержке, в том числе и финансовой, если это необходимо.

В современной России придаётся большое значение научным школам. Ежегодно проводятся конкурсы на гранты Президента Российской Федерации и один раз в три гола конкурс ведущих научных школ.

Таким образом, аспирант, докторант должен в самом начале своего научного пути примкнуть к научной школе, определить и утвердить в ней тему диссертационного исследования, вести свое исследование во взаимодействии с учёными. Аспирант, докторант своими исследованиями привнесут свой вклад на деятельность научной школы и одновременно будут использовать научный потенциал научной школы для самоформирования как специалиста в проблематики научной школы».

Криворученко В.К. «Научные школы – эффективный путь проведения диссертационного исследования»

Наука
Главная