"Многие компании оценивают моральный облик служащих. Однако, для демонстрации уважительного отношения компании к служащим оценка, как правило, очень мягкая и расплывчатая.
Но для определения необходимости инвестиций в обучение служащих, необходимости проведения программ, ориентированных на создание равного отношения и единых целевых установок, показатели должны быть четкими.
С помощью такого анализа компания обнаружила, что служащие, получившие наивысшие моральные оценки, могли обслужить клиентов наилучшим образом. Таким образом, моральные качества перестали быть делом совести каждого, а стали необходимым ингредиентом успеха стратегии.
Повышение моральных качеств служащих - увеличение удовлетворенности клиентов - уменьшение неоплаченных вовремя счетов - повышение доходности от привлеченного капитала.
Таким образом, мораль перестала оцениваться в качестве благородной и патерналистской цели, а стала необходимым элементом достижения повышенной доходности в будущем" [1].
Комментарий
Западный утилитарный подход, что морали можно обучить, сложно принять. Вежливости, обходительности, душевной радости в голосе при общении с клиентом (этому тоже учат), - это пожалуйста, но не следует забывать, что этот набор больше соответствует поведению профессионального ловеласа, чем искреннего, морально устойчивого гражданина.
Определённо, для зарабатывания денег компании чаще хотят иметь хороших притворщиков, отождествляя мораль с собственной выгодой.
Зато практично и удобно: работника можно ощутимей наказывать не только материально за результат, но одновременно и за низкий моральный облик.
Литература
[1] Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт Каплан, Дейвид Нортон. - М.: Издательство: Олимп-Бизнес. - 304 с.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Moral_i_dengi.html
Ключевые слова: мораль, моральный облик, удовлетворенность клиентов, повышение доходности, моральные качества, оценка, утилитарный, патерналистской цели