Правильный выбор показателей, характеризующих процесс совершенствует его, неправильный - душит.
Классический пример: если оценивать производство по "штукам" - единицам выпускаемой продукции (при условии, что продукция востребована), то, изложив ясные правила зависимости зарплаты от объема работ при должном качестве получим мощный стимул развития.
Если основываться на показателях затрат, то стимулы другие: набирать больше работников, работать медленно, неэффективно с низким качеством. В этой модели, если Быстро сделал свою работу и пошёл домой, то нарушитель трудовой дисциплины, и должен быть наказан. Стимул: ходить во-время, работать медленно.
Какие метрики можно взять для учебого процесса? Оценки? Преподаватель, ставящий отличные оценки, лучше, чем его коллега, ставящий более низкие баллы? Такие показатели вводились и оказали положительное влияние на численность "липовых" отличников и хорошистов.
В вузах вводилась и такая метрика, как количество доучившихся до выпуска. Стране нужны специалисты, а их могут даже с последнего курса отчислить. Иногда - именно это и есть большая услуга стране. Кроме того, наличие такой метрики негативно влияет на качество: "выпустят" всех.
Поиск показателей внутри самой системы далёк от объективности. Может надо мерить в "штуках", но не просто "выпущенных", а принятых на работу по полученной в вузе специальности? Вузы и Минобр с этим категорически не согласны: они своё дело сделали, а дальше суетиться должна промышленность. Процент мизерный, ответственность лучше переложить, процесс разорвать.
Промышленность, к сожалению или к счастью, не может также разорвать процесс с потребителем и наладить массовое производство удобной для себя продукции и собственной оценкой её качества.
Комментарий
Дело за малым: дать вузам правильную метрику, и перспективы для роста тогда, как мы видим, огромные.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Metrika_vuzam.html
Ключевые слова:
метрика, вуз, показатели, учебный процесс, качество, промышленность
Наука
Главная
(C) Л.Точилов