В теме "наука и практика" есть один аспект, который следует хорошо понимать молодым ученым, пишущим кандидатскую диссертацию.
Речь, в первую очередь, о технических науках. Предположим, человек внёс существенный вклад в создании какого-то наукоёмкого уникального изделия.
Результат - супер, изделие - замечательное, вклад - как, например, главного конструктора. А где наука? Техническая реализация - не есть наука, а лишь подтверждение правильности технических решений, в которых новой науки может и не быть. За создание изделия человек получает зарплату и премии. Хорошо бы и учёную степень, но это другая история.
Изделие со временем устареет, его перестанут производить, а научные выводы, по идее, могут использоваться и внуками, и правнуками. То есть, новая идея и её обоснование должны быть из категории вечных ценностей.
По-другому можно сказать, что наука - это не столько ЧТО, сколько КАК правильно надо делать, то есть методология.
Методологию тоже можно будет углублять, расширять, развивать, так, что, в конечном счёте, внуки и правнуки будут пользоваться её усовершенствованной моделью, но фундаменте новой модели лежит старая. Обязана лежать. Научный результат "без корней", как правило, таковым не является.
Ещё один пример, связанный с выбором лучшего из некого пространства вариантов. Опыт человека способен подсказать лучший вариант, но найденный результат - ещё не наука. Наука - это обоснование, как находить лучший вариант. Результат же, с точки зрения науки, важен, лишь, как подтверждение правильности предложенной теории.
Комментарий
Как говорит Джеймс Бонд: "Смешать, но не взбалтывать".
Наука - это наука, практика - это практика. Диссертация - коктейль, в котором чётко разложено одно и второе. Главное не взбалтывать - не путать!
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Metodologiya.html
Ключевые слова: методология, диссертация, наука, практика, изделие, внуки, результат