«Если раньше на каждом предприятии группы ЛУКОЙЛ было собственное управление по информационным технологиям, которое поддерживало серверы, рабочие станции, свои локальные информационные системы и локальные сети, то теперь все ИТ-активы переданы в ведение ООО «ЛУКОЙЛ-Информ». Сейчас в штате этой сервисной ИТ-компании около 7 тыс. человек. Руководство компании поставило задачу: видеть буквально все, вплоть до сетевой розетки.
На момент начала проекта в 2004 году специалисты «ЛУКОЙЛ-Информ» использовали для сетевого управления разработанную в компании Castle Rock Computing систему SNMPcNetwork Manager – неплохой инструмент для применения в небольших сетях.
Добившись прозрачности сети, затем можно было начинать её оптимизацию с целью повышения эффективности. Мы очень серьёзно отнеслись к выбору базового программного обеспечения для системы управления. Выбор был сделан в пользу пакета Netcool компании Micromuse, которую в 2006 году купила IBM.
На первом этапе было решено создать ядро централизованной системы мониторинга – систему управления событиями. Создание единого поля событий позволяет отслеживать в режиме реального времени из одной точки всё, что происходит с ИКТ-инфраструктурой компании.
Из пермского филиала исходила инициатива сотрудников, и именно там базировались серверы, на которых была развёрнута система SAP. Поэтому понятным было желание пораньше взять под контроль этот участок сети. Автоматическое воздействие на сетевые элементы пока не практикуется, хотя такая возможность в системе Netcool предусмотрена.
На втором этапе проекта, который был начат в марте 2007 года, реализована централизованная архитектура системы управления. Все основные серверы системы установлены в московском центре обработки данных, то есть для доступа к графическому интерфейсу системы мониторинга требуется подключение к серверу, расположенному в Москве. У нас уже есть положительный опыт с системой «Сервис», созданной на платформе HP Service Desk для реализации процессов управления ИТ-сервисами и построенной по такому же принципу.
В ходе первого этапа проекта внедрили систему мониторинга опорной IP/MPLS-сети группы ЛУКОЙЛ – ЛУКНЕТ, включающей в себя региональные сети WAN и LAN. Второй этап проекта, предусматривающий расширение зоны охвата системы на все девять филиалов ООО «ЛУКОЙЛ-Информ», был завершен в конце 2007 года.
Модуль управления событиями Omnibus позволяет консолидировать все аварийные сообщения. Затем был задействован продукт Precision for IP (теперь он называется IBM Tivoli Network Manager). Функциональность Network Devices and Topology Discovery – обнаружение устройств и раскрытие топологии сети, Root Cause Analysis – выявление первоисточника проблемы.
Наряду с этим в системе реализованы измерения доступности и качества передачи данных по сети на базе технологии Cisco IP SLA и модуля Netcool Internet Service Monitor for SAA.
На третьем этапе проекта предстоит реализовать мониторинг операционных систем, СУБД и приложений на серверных платформах от Sun и Microsoft, а также выполнить интеграцию системы мониторинга с системой «Сервис» [1].
Комментарий
Системы управления и мониторинга не успевают за появлением новых технологий, как видно из примера. HP Service Desk потеснили с помощью IBM Tivoli, видимо, с целью лучшего распознавания устройств в сети. Но новое устройство IBM Tivoli также может не распознать.
Поэтому при выборе системы управления важно учитывать возможности средств разработки программ-агентов для новых устройств и время гарантированной поддержки программного обеспечения разработчиком.
Литература
[1] Глобальный мониторинг корпоративной сети //Инновации в технологиях и бизнесе , с.13-15, №2, 2009
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/LUKOIL-Inform_upravlenie_IT-aktivami.html
Ключевые слова: IBM Tivoli, ЛУКОЙЛ, ЛУКОЙЛ-Информ, ЛУКНЕТ, HP Service Desk, SNMPcNetwork Manager, Netcool, Cisco, мониторинг корпоративной сети
IBM Tivoli
IT
Нефтегазовый бизнес
Главная
(C) Л.Точилов