28 ноября с.г. в Бизнес-инкубаторе МГТУ им. Н.Э. Баумана прошёл круглый стол «Разработка и реализация концепции создания «бизнес-инкубаторов», учебных фирм и малых предприятий, создаваемых для и с участием обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования города Москвы».
В работе круглого стола приняли участие представители профессиональных училищ (ПУ), оборонных предприятий, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, ГУП города Москвы «Кадровый центр оборонно-промышленного комплекса» и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» (АЛСОП).
Первый докладчик отметил следующие проблемы:
1. Старение материально-технической базы учебных заведений, слабый педагогический состав (10 - 15% преподавателей имеют высшее образование). В качестве примера централизации обучения - Германия. Студгородки от 5 тыс. до 10 тыс. обучающихся, возможность централизованного оснащения современным оборудованием, которое для ПУ с 250 - 300 обучающихся не по карману даже там.
2. Для ОПК - слабое финансирование НИОКР.
3. Производственная практика обучающихся.
4. Низкий уровень зарплаты выпускников.
5. Жильё.
6. Слабое участие социальных партнёров.
7. Отсутствие перспективы с потребности в кадрах.
Предложения:
1. Усиление связи с потребителями кадров.
2. Определить реальные кадровые потребности (юристов и менеджеров выпускается больше, чем технарей).
3. Заказы на подготовку кадров. В советское время эта система давала прекрасные результаты.
4. Развивать целевую (контрактную) подготовку кадров, что позволит бороться с взглядами на ВУЗ, как на защиту от армии и "производителя корочек". Должны быть не только права на обучение, но и обязанности. В советское время специалист должен был отработать 3 года по специальности, сегодня вернуться к этому сложно, но думать об этом надо.
5. Тревожная тенденция и в среднем, и в высшем образовании - выпускники не идут работать по специальности, либо быстро уходят из неё. Выход - развивать контрактную основу, на это должен быть ответ и от работодателей.
6. Формирование позитивного образа специалиста со средним образованием.
7. Должны быть перспективные планы потребности в специалистах, кто будет нужен завтра.
На последний пункт председатель круглого стола напомнил о существовании трехлетней программы «Рабочие кадры» г.Москвы.
Что касается формирования позитивного образа, то в этом почти все были единогласны, надо лишь финансирование. Чтобы показать, что корни некоторых "простых проблем" глубже высказал несколько замечаний:
1. Цели учебных заведений и работодателей - разные. В одиночку эффективный процесс не создать. Процесс, в котором ВУЗы будут отчитываться не
индексами цитирования,
а специалистами, работающими по специальности, а предприятия - ростом прибыли, решением важных задач государственного значения и не чем иным должен иметь хозяина. Очевидно, что этим хозяином может быть только государство.
2. Должна быть концепция образа специалиста со средним образованием который мы хотим пропагандировать. Кто это, массовый рабочий советских времён или специалист, владеющий тем или иным современным оборудованием, например, системой лазерной резки? Для её окупаемости необходима, кстати, трёхсменная работа - всех рабочих в Швейцарии не обучишь! Есть поле для деятельности.
3. Каким станкам, сколько и кого учить? Решение на мой взгляд подсказывает иницатива "Единой России" -
сайт, призванный помочь потерявшим в результате финансового кризиса работу россиянам. На основе данного сайта, где будут не прогнозируемые, а реальные потребности предприятий и регионов можно и о прогнозах предметно говорить и выпускникам видеть перспективу своей профессии. Кстати, такой сайт будет в некоторой степени противостоять хэдхантерской деятельности по переманиванию талантов, в том числе и за границу, что дешевле, чем их готовить. Глубина этого явления пока мало осознаётся, а оно пустило корни уже в преподавательскую среду.
4. Чтобы выпускники шли работать по специальности можно подумать об обязательном трудоустройстве через биржу труда, но тут Председатель подсказывает мне, что это нарушение действующего закона. Что ж, подождём, может со временем появятся новые.
5. В заключение хотел бы согласиться, что технических специалистов готовится меньше, чем разного рода менеджеров, но беда ещё и в том, что многие из технических специалистов либо не любят, либо боятся техники.
Необходимо техническое воспитание со школьной скамьи, выявление молодёжи, реально интересубщейся техникой, отбора, предоставление привилегий при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Вклад в проходной бал должны давать модели, собранные ребятами и побеждающие в разного рода конкурсах, а не только правильные ответы на вопросы экзаменаторов.
Отрадно, что в поддержку последнего тезиса выступил представитель наукограда Жуковский: "В городе имени основоположника авиации нет ни одного авиамодельного кружка!".
Кстати можно было бы для начала приобретать для кружков готовые модели самолётов и ракет от 1 тыс. руб, чтобы ребята и девчата собирали и запускатли их. Потом, возможно и совершенствовали (не всем же сидеть за компьютерами). Но видно деньги для поддержки молодёжи идут на что-то более важное, серьёзное и, наверное, секретное. А ведь всё начинается и заканчивается интересом, особенно у молодёжи. И, к некоторому сожалению, и у взрослых.