Аннотированная справка по работе [96] :
Концепции / предмет изучения:
Неоклассическая / производство;
Трансакционная / трансакционные издержки;
Эволюционная / инновации;
Ресурсная / ресурсы (материальные, человеческие, интеллектуальные).
Ассиметричность информации, например:
продавцы информированы больше, чем покупатели;
работодатели больше, чем наемные работники и т.д.
Процесс обеспечения информационной полноты.
Многие организации производят, продают и приобретают знания - "единственное устойчивое конкурентное преимущество" [Drucker, 1992].
Имеются данные о том, что только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальное - нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие как научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др. [Fuller, 2002].
Любой обмен знаниями может привести к инновациям - отдельные личности, впервые получившие доступ к существующим знаниям могут создавать новые комбинации идей.
Большинство теоретиков и практиков в области знаний считают, что знания, ориентированные на инновации имеют бОльшую перспективную стоимость, чем знания, ориентированные только на эффективность.
Знания, устанавливающие цель (зачем?),
систематические знания (что?),
прагматичные знания (как?),
автоматические знания (без ?).
Знания:
явные,
неявные (подразумеваемые).
Компоненты знания:
человеческие,
технологические,
организационные.
Организационные знания:
практические,
теоретические,
стратегические,
коммерческие,
производственные.
Концепция непрерывного образования на протяжении всей жизни по принципу "ценно любое образование, в любом месте, в любое время и любого содержания".
Организации должны создавать "спирали знаний", где неизвестные (неявные) знания необходимо выявлять и распространять для подъёма на новые и новые уровни.
Задачи:
приобретение знаний,
усвоение знаний,
передача знаний.
Функция управления знаниями (вид управленческой деятельности).
Этапы управления знаниями:
1. Определить
2. Собрать
3. Выбрать
4. Хранить
5. Распределить
6. Применить
7. Создать
8. Продать
[Liebowitz, Beckman, 1998].
Требуется:
высокая эффективность,
нацеленность на потребителя,
усовершенствования и высшее качество,
высокая гибкость и адаптация,
высокий уровень профессионального опыта и знаний,
высокая скорость обучения и инноваций,
наличие инновационной системы на основе ИТ,
самоуправляемость.
[Beckman, 1998].
Домены репозитория знаний соответствуют компонентам
бизнес-модели:
рынок,
потребитель,
продукт,
сервис,
процесс,
управление,
работники.
Профессиональные знания:
познавательные (знаю, что),
прикладное (знаю, как),
системное (знаю, почему),
мотивация (хочу знать, почему).
Формы корпоративной памяти:
в памяти,
на бумаге,
в электронном виде.
Какая-то доля знаний заключена в процессах и обычной работе, но бОльшая часть знаний заключена в людях.
Знание имеет тенденцию сливаться с культурой, в которой оно развивается.
Цель кодификации, т.е. приведения знания в документальную или формализованную систему, - сделать так, чтобы локальные знания стали доступными для широкого распространения.
Технологии, используемые для управления знаниями:
Интернет,
Интрасети,
Хранилища данных / средства интеллектуального анализа,
Системы управления документооборотом,
Системы поддержки принятия решений,
Программное обеспечение коллективной работы,
Экстрасети,
Искусственный интеллект.
[KPMG Consulting, 2000]
Экспертные системы.
Виртуальная корпорация.
Образование - разновидность инвестиций,
опыт - актив,
лояльность - цель.
Источник
[96] Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях / Российский журнал менеджмента N 1, 2003. С.57-76
Комментарий
Главная проблема: Опасность делиться знаниями. Продавец, сказав, что товар плох, может быть уволен, работодатель, честно делясь прогнозами о будущем фирмы может получить проблемы при найме работников и т.п.
С другой стороны, в перспективе честный подход может отыграть начальные потери, если раньше не приведёт к разорению.
Если ничего не знать про дезинформацию, то можно сделать вывод, что знания способствуют поддержке честных подходов. Для этого, всего то и надо: выйти из "моря" информации на "берег" знаний. Но, нужен знающий "проводник". А какова мотивация "проводника": водить дольше или вывести быстрее?
Знания - это товар. В условиях капитализма с нечеловеческим лицом о том, чтобы делиться им бесплатно можно только помечтать.
Кстати, оставленный за скобками мотивационный аспект, на 99% способствует превращению концепции в "проводника", которому важнее процесс обеспечения информационной полноты, а не результат.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Konceptsiya_upravleniya_znaniyami_v_sovremennykh_organizatsiyakh.html
Ключевые слова: концепция управления знаниями в современных организациях, управление знаниями, , концепция, знания, информационная полнота , процесс , современная организация
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов