Питер Сенге выделил пять универсальных взаимодополняющих элементов (дисциплин) обучающейся организации:
1). личное совершенствование - непрерывный процесс прояснения и углубления личного видения, ориентация на постоянное обучение. Разрыв между мечтой и реальностью представляет собой источник творческой энергии. При этом ошибки индивида - это события, из которых человек ещё не извлёк пользу;
2). интеллектуальные модели - таящиеся глубоко в сознании предположения, обобщения или даже картинки или образы, которые влияют на наше понимание мира и на выбираемый нами образ действия;
3). общее видение - общая для всех картина будущего. Достаточно часто общее видение является следствием харизмы лидера. для организации необходимы лидеры, которые имеют собственное видение и способны воодушевлять;
4). групповое обучение, которое начинается с "диалога", предполагающего свободный обмен мнениями, с отбрасывания штампов и предрассудков;
5). системное мышление, которое позволяет развивать предыдущие четыре дисциплины в ансамбле, когда целое может стать больше, чем сумма его отдельных частей.
Комментарий
Предположим, что имеются лидер с харизмой и большой учёный. Лидер говорит: идём налево, учёный говорит: идём направо. Вполне реальная ситуация. Говорят, что один выдающийся лидер как-то сказал: опасаюсь я этих учёных, что у них на уме - неизвестно.
И в этом есть доля правды. Зашоренность учёных имеет место быть. Поэтому 5-я "таблетка" от Питера Сенге - системное мышление - должна, по идее, оправдать такого лидера перед сообществом узкоспециализированных учёных.
Литература
[125] "Росатом" делится знаниями / под ред. В.А.Першукова и Д.С.Медовникова. М.:Государственная корпорация "Росатом". 2012. - 152 с.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Koncepciya_obuchauscheisya_organizacii.html
Ключевые слова: концепция обучающейся организации, питер сенге, лидер, ученый, системное мышление, харизма, узкоспециализированный, таблетка, диалог
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов