"Когда мы говорим о данных, то имеем в виду факты и цифры, имена и адреса. Все это в том или ином виде существует в любой компании, но, чтобы данными можно было пользоваться, их необходимо как-то интерпретировать и найти им какое-то применение.
Информацию нередко определяют как данные, дополненные каким-либо посланием, или как "обработанные" данные, т.е. данные, которые были интерпретированы и представлены в пригодной для использования форме, возможно, с пояснением, как их использовать, или же приведенные в каком-либо контексте. Например, в гараже ведётся учет проданных автомобилей с указанием модели, цвета и нового владельца, и данные этого учёта - именно данные, а не информация. Но они могут стать информацией, если владелец гаража скажет, что весной количество семейных машин, купленных мужчинами 30-40 лет, обычно увеличивается на 20%.
Знания - это нечто большее, чем данные, и информация. К знаниям также относятся:
- убеждения и моральные ценности;
- идеи и изобретения;
- суждения;
- навыки и профессиональные познания;
- теории;
- правила;
- отношения;
- мнения;
- понятия;
- прошлый опыт.
Всё вышеперечисленное (или только часть из этого) мы используем для того, чтобы объяснить и понять данные и информацию, чтобы превратить информацию в знание. Наши знания помогают нам разбираться в различных ситуациях, решать сложные задачи и выполнять трудные задания, учиться на своём опыте и соответственно корректировать своё поведение. Если мы работаем в какой-либо компании, то наши знания в сочетании со знаниями наших коллег способствуют её успешной деятельности.
Эти знания делятся на две категории.
Формализованные знания - знания, которые можно описать, задокументировать, рассказать другим людям. Формализованными, например, являются знания о том, как в компании заказывают канцелярские принадлежности или как служащий может потребовать возмещения понесённых им расходов. Люди могут напрямую передавать друг другу формализованные знания в виде текста, видео, звука, программного обеспечения и т.д.
Неформализованные знания - продукт личного опыта человека, который отражает его убеждения, моральные ценности и взгляды. Эти знания нельзя увидеть или задокументировать, а передать их можно только посредством личного и непосредственного общения. Например, такие знания передаются опытным коллегой новичку при рассказе том, как нужно себя вести с агрессивно настроенными клиентами. Опытный сотрудник приводит случаи из своей практики, излагает подходы, которые вырабатывались в компании в отношении таких клиентов" [122] стр.17-19.
Комментарий
Уточним: Если опытный сотрудник сформулировал и озвучил некие правила, то это ближе к формализованному знанию.
Если он не может объяснить, почему у него всё получается, а у ученика - нет, то это его неформализованное знание.
Осмыслить и озвучить, значит сделать большой шаг на пути превращения неформализованного знания в формализованное. Дело остаётся за небольшой технической деталью - записью и обработкой.
Литература
[122]Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М.Пестеровой - М.:Добрая книга. 2005. - 192с.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Kommentiruya_Dzhanetto_i_Uilera_1.html
Ключевые слова:
джанетто, уилер, данные, информация, знания, опыт, опытный сотрудник
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов