«Разделяй и властвуй»
Все крупные компании имеют иерархическую структуру, что ведёт к горизонтальной фрагментации знаний компании. Каждый уровень иерархии обладает или должен обладать знаниями, позволяющими управлять нижележащим уровнем или уровнями. Обычно субординация предполагает взаимодействие смежных уровней иерархии. Однако на практике замкнутость на своём уровне с формальными межуровневыми интерфейсами повышает риск обмана. Для контроля необходима неофициальная информация о реальном состоянии дел, например, внутри подразделения.
Проникновение рыночных отношений на уровень подразделений усиливает роль официальной субординации, так как неофициальная информация в большинстве случаев рассматривается не с точки зрения «как бы сделать лучше предприятию», а с точки зрения «как бы не сделать хуже своему подразделению и себе».
Усиление горизонтальной фрагментации знаний сужает возможности вертикального распространения знаний, а снижение контроля искажает сохранившиеся потоки. Между тем, для рождения и использования знания в иерархических структурах важны регулярные неискажённые потоки информация о состоянии интеллектуального ресурса компании и намерениях её руководства. Следует отметить, что искажения в потоках губительны для них. Если говоришь одно, а получаешь другое, то это не путь к развитию интеллектуального сотрудничества.
Комментарий
Сильная горизонтальная фрагментация знания в ряде случаев оправдана. Например, в военном деле, когда солдата, которого могут взять в плен, лучше не посвящать в план всей операции.
Очевидная аналогия между бизнесом и войной играет в пользу горизонтальной фрагментации знаний. Если же эту аналогию рассмотреть на примере "Наука побеждать" Александра Васильевича Суворова, то результат будет не в пользу горизонтальной фрагментации.
Общий принцип развития знаний состоит в обеспечении свободного взаимодействия их носителей. Если определённые ограничения и возникают, то полученные потери от этого не должны превышать потери от возможных рисков, которые, как правило, служат причиной ввода этих ограничений.
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Gorizontalnaya_fragmentatsiya_znaniy.html
Ключевые слова:
знания, фрагментация знаний, горизонтальная фрагментация знаний, субординация, бизнес, война, суворов, наука побеждать
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов