Бюрократия

10.06.2010

"Компании, добросовестно приступающие к разгрому бюрократии, берутся за дело не с того конца. Проблема не в бюрократии; наоборот, последние двести лет она была решением. Если в компании вам не нравится бюрократия, попытайтесь обойтись без неё - и получите хаос. Бюрократия - это клей, скрепляющий традиционные компании. Она была и остается решением основной проблемы - фрагментации процессов.

Для устранения бюрократии и сокращения уровней организации нужно провести реинжиниринг процессов, чтобы ликвидировать их фрагментацию. Тогда компания сможет прекрасно обходиться без бюрократии.

По сути, реинжиниринг действует в направлении, обратном промышленной революции. Он отвергает предположения, заключённые в промышленной парадигме Адама Смита: разделение труда, эффект масштаба, иерархический контроль и все остальные атрибуты экономики, находящейся на ранней стадии развития.

Реинжиниринг - это поиск новых моделей организации работы. Традиции для него ничего не значат. Реинжиниринг - это новое начало.

Переосмысление бизнес-процессов:
- несколько должностей объединяются в одну;
- работники самостоятельно принимают решения;
- этапы процесса выполняются в естественном порядке;
- несколько версий процессов для разных случаев;
- работа выполняется там, где это логично;
- сокращается количество проверок и контроля;
- сверки сокращаются до минимума;
- появляется единое контактное лице - спецменеджер;
- преобладают сочетания централизованных и децентрализованных действий"[1].

Комментарий

Проблема в том в том, что отдельные упрощения, например, Единая (упрощённая) декларация мало, что дают. Меньше расхода бумаги - вот, собственно и всё.

Кампании по сокращению на N%, по словам экспертов, "берутся за дело не с того конца", опыт подтверждает, что по завершении кампании численность естественным образом не только восстановится, но и вырастет. Проблемы после сокращений придётся решать набором неопытных бюрократов, способствующих порождению новых проблем. Соответственно их будет требоваться всё больше и больше. Помнится, нам говорили, что в СССР было много чиновников, после распада СССР и шумных кампаний по их сокращению чиновников в России стало значительно ... больше.

Надежда на Интернет, как помощь в реинжиниринге бюрократических бизнес-процессов, пока не оправдывает ожиданий: ни сокращений, ни убыстрений не наблюдается. Более того, Интернет становится элементом бюрократических игр: "изменения в условиях конкурса были помещены в Интернет, ваша обязанность их отслеживать". И сколько времени каждый день надо заниматься поиском в Интернет. и где гарантия, что это изменение будет найдено? Раньше в конкурсные комиссии отвечали за то, чтобы изменения в условиях конкурса доводились стопроцентно до участников. И это было правильно!

То есть по-хорошему надо идти от того, что надо людям от чиновников, и как не ухудшая, а улучшая и упрощая решения их проблем использовать минимум чиновников, которым можно было бы платить от результатов. Например, числа осчастливленных клиентов. Важно только, чтобы осчастливливание происходило не за счёт выдачи/приёма ненужных по сути бумажек. Но идти снизу у нас как-то не принято.

Литература

[1] Реинжиниринг корпорации : Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287, [17] с.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Byurokratiya.html

Ключевые слова: бюрократия, реинжиниринг, клей, сверки , переосмысление, бизнес-процессов, Адама Смита, разделение труда, спецменеджер, эффект масштаба, централизованных и децентрализованных

Бизнес
Главная
(C) Л.Точилов