Сегодня состоялся круглый стол "BPM в России: мода или потребность". BPM в смысле Business Process Management.
Старший аналитик CNews Analytics привела прогноз роста рынка BPM в мире (2008-2011) по данным IDC (44%), Forrester (32%), Gartner (27%), Data monitor (14,5%).
Вывод: рост будет, какой - неизвестно.
Тенденции: социализация BPM, эволюция, отраслевая специфика.
CEO BizAgi показал забавный слайд с четырьмя прыгающими вразнобой шариками: Activity A, B, C, D. Как их связать в один процесс? Но вот стенки начинают сдвигаться, шарики уже не могут прыгать, сжатые в один ряд, и тут их протыкает стрела, символизирующая процесс проходящий сквозь них, при этом ещё и попадающая в цель. Эффектно!
В кулуарах мысль одобрили: нет процесса, можешь деятельность разнообразить, то Excel использовать, то Word, то бумажку, а если процесс, то только одним способом. Ограничения людям не нравятся, но для процесса необходимы.
Учитывая специфику России CEO предложил бесплатный BPMN-моделер на сайте bizagi.com
Software AG & IDS Scheer Россия представил интересный подход. В первую очередь тем, что он отбирает хлеб у любителей описывать бизнес-процессы "как есть", затем внедрять "как будет", что не может не радовать, учитывая их КПД.
Аксиома 1: Процессы существуют и как-то работают.
Аксиома 2: Если процесс работает, то он оставляет следы.
Аксиома 3: Автоматизируя сбор следов, можно осуществлять контроллинг живых процессов
Далее - управляй эволюцией живых процессов, откатывай назад, если контроллинг показывает, что стало хуже.
Спасибо за пинок бумажным аналитикам, но есть и ложка дёгтя: купите BPMS-систему WebMethods и будет вам счастье. Дальше сказка про Золотого петушка: когда надо он закричит (стрелка в красной зоне), да ещё и расскажет, что за беда приключилась (поможет упасть в детали показателей). Не кончится ли все как в сказке рассказчик умолчал.
Деньги - ладно. Главное - душу не продать. Какой-то умник увязал BPM с демократией. За исключением одного возмутившегося, его заявление спокойно выслушали, так что с демократией оказалось всё в порядке.
"Интересно, что сейчас в России некоторые компании внедряют систему Кайзен, философия которой - буддизм - избавление от страданий", - просветил следующий выступающий.
Где-то философия, а в Тетра Пак - организация, вызывающая восхищение. Есть Совет по преобразованиям процессов, форум преобразователей процессов, съезды драйверов процессов. Одно это говорит, что всерьёз и надолго.
В обсуждении президент компании Бизнес-консоль высказал мысль, что есть два вопроса "что" и "как". Ответ на первый знает бизнес (BPM, KPI), на второй IT (BPMS, SLA). Задача, как связать? В этом-то и вопрос! Ведь хороший бизнесмен в хорошем смысле параноик: не верит, что кто-то, узнав как и что делает его бизнес потом не навредит. Тоже специфика России - доброе имя или деньги - выбор многим кажется очевидным.
В заключение один из ответов на вопрос: "BPM в России: мода или потребность".
Потребность, без чего не можешь жить как обычно.
Мода - это нечто по завышенной цене, которой оно не стоит, а завтра появляется ещё более дорогая модель. За модой не угнаться.
Вспомним суть ответа Майкла Хаммера, на слова, что реинжиниринг бизнес-процессов на практике часто даёт отрицательный результат: реинжиниринг стал модой, поэтому им стали заниматься все, кому не лень, отсюда и результат.
Так, что ответ гуру: мода. Ни добавить, ни прибавить.
Что касается России, то есть одна черта - любая мода доводится до абсурда. Так владелец одного неизвестного сайта развёл такую теорию про BPM для управления его сайтом, что любой профессор по информатике обзавидовался бы.
Комментарий
Зато вспомнились студенческие годы: смешки и шушуканье на галерке, облегчающие страдание
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Business_Process_Management_v_Rossii.html
Ключевые слова: BPM, BPMN, BPMS, Business Process Management, бизнес-процесс, профессор, буддизм, кайзен, мода, потребность