Москва 19 - 20 мая 2009г.
Ограничителями в решении этих задач выступают следующие факторы:
- адекватность технических средств решаемой задаче
- технические характеристики элементов
- технические характеристики системы управления
Космические аппараты (КА) мониторинга имеют возможность обзора достаточно широкой полосы поверхности, но лишь в ограниченные интервалы времени. БЛА могут находиться над заданной точкой поверхности продолжительное время, на различной высоте, под разным ракурсом, получать информацию в ночное время суток, используя тепловизоры.
Минусами БЛА по сравнению с КА являются ограничения по времени полёта и проблема приема/передачи информации при работе за линией горизонта. Для устранения минусов отдельных БЛА и КА может использоваться многоуровневая авиационно-космическая система мониторинга (МАКСиМ), включающая БЛА и КА различных классов и назначения.
Проблема формирования эффективной многоуровневой авиационно-космической системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с использованием космических и беспилотных авиационных систем мониторинга и передачи информации для различных классов задач требует выполнения следующих этапов:
- Разработка облика МАКСиМ, эффективной для основных классов задач.
- Проектирование и конструирование БЛА, как элементов МАКСиМ.
- Исследования тепловых режимов БЛА и КА, прочности, теплопрочности, аэродинамики, баллистики и управления БЛА в составе МАКСиМ.
- Ситуационное моделирование применения МАКСиМ, анализ результатов, оценка эффективности.
Эффективность системы во многом определяется техническими характеристиками её элементов. Примером БЛА, обладающего возможностями работы над сушей, водной поверхностью в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях является разработанный в начале 90-х годов ФГУП «НПО машиностроения» проект многофункционального дистанционно-пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) [1], вобравший в себя лучшие решения в области БЛА первого поколения [2].
Для эффективного решения широкого спектра задач в составе МАКСиМ целесообразно использовать БЛА различных классов [3]. ФГУП «НПО машиностроения» разработан целый ряд ДПЛА различных классов, в том числе с использованием эффекта арочного крыла. Эти аппараты могут быть использованы как в военных целях, так и для решения народнохозяйственных задач, а также решать в составе МАКСиМ задачи, в максимальной степени, отвечающие их техническим возможностям.
2. Советские беспилотные самолеты - разведчики первого поколения / А.Н.Матусевич. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002
3. Л.Точилов Системы управления БЛА, http://www.ispl.ru/Sistemy_upravleniya-BLA.html, 2009
Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Bespilotnye_letatelnye_apparaty_v_mnogourovnevoy_aviatsionno-kosmicheskoy_sisteme_monitoringa.html
Главная