Этап производства

- 8 -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наряду с пакетом SolidWorks 2009 в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» используется пакет Pro/ENGINEER, который определён, как основной инструмент технологов, занятых подготовкой программ для станков с ЧПУ. SolidWorks также имеет функциональность CAM, однако, наибольшее распространение в производстве получил пакет Pro/ENGINEER. Пакет Pro/ENGINEER также используется в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» на этапе проектирования, что наряду с едиными настройками обеспечивает «бесшовный» переход от проектирования к производству.

Поддержка предприятием нескольких CAD/CAM систем снижает зависимость от одного вендора, даёт лучшие возможности для работы с субподрядчиками, использующими свой набор CAD/CAM систем. Это, например, позволяет, в случае наличия у субподрядчика одной из используемых головным исполнителем CAD/CAM системы, получить полное «дерево» построения 3D-модели в «родном» формате.

В то же время наличие нескольких CAD/CAM систем повышает технологические риски, связанные с импортом 3D-моделей из одной CAD/CAM системы, в другую. Трансляция твердотельной геометрии деталей и сборок между пакетами возможна двумя способами.

Первый способ, не требующий приобретения дополнительных программных модулей, состоит в использовании универсальных форматов, таких как IGES, STEP, SAT, PARASOLID, VRML и т.п. Недостатком этого способа является полная потеря косвенных данных о модели, таких, как:

- Примечания
      - Размеры
      - Допуски
            - Размеров
            - Формы
            - Расположения
            - Суммарные допуски формы и расположения
      - Значения шероховатостей
      - Обозначения посадок
      - Обозначения базовых поверхностей
      - Обозначения позиций
      - Обозначения сварных швов
- Сопряжения в сборках
- Материалы деталей
- Текстуры поверхностей
- Заметки SW
- Данные об отображаемости компонентов

Также, существует вероятность возникновения непредсказуемых ошибок в геометрии модели. При трансляции модели или сборки в совместимый формат остаётся непосредственно только геометрия модели, пригодная для ознакомления с формами и внешним видом деталей. Как следствие, требуется чертёж, дающий информацию о допусках, посадках, шероховатостях и т.д. Теоретически, технолог, руководствуясь чертежом, имеет возможность заново присвоить импортированной 3D-модели все обозначения исходной модели. Однако, на практике, безопаснее заново построить 3D-модель в программном пакете, используемом в производстве. Это связано с возможными ошибками трансляции, которые неисправимы штатными средствами диагностики геометрии. С другой стороны, если деталь сложная, то возникает риск ошибиться и что-то пропустить.

Второй способ, требует специальных программных модулей.

Примеры:

- использование в SolidWorks модуля FeatureWorks позволяет осуществить распознавание конструкторских операций импортированных 3D-моделей [4];

- из Pro/ENGINEER 3D-модели, с помощью соответствующего плагина, могут экспортироваться в CAD с открытым кодом BRL-CAD [5].

Последний пример может использоваться для передачи результатов проектирования в образовательный процесс для обучения студентов, что является одной из задач ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Таким образом, условие ФЦП может быть выполнено при отсутствии у ВУЗа проприетарной CAD/CAM системы.

Помимо технологических вопросов большое значение имеют организационные вопросы:

- использование в одном проекте одной CAD/CAM системы на этапах проектирования и производства,

- обучение конструкторов основам разработки программ для станков с ЧПУ, которыми располагает предприятие,

- оперативная связь между конструктором и технологом, занятых в проекте,

- уровень ИТ сервис менеджмента.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Analiz_riskov_innovacionnyh_proektov_na_etapah_proektirovaniya_i_proizvodstva_8.html

Ключевые слова: этап производства, чпу, cam, pro/engineer, 3d-модели

Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов